Апостол Андрей Первозванный

Партнеры фонда

Издательство Сибирская благозвонница

О фонде
Хроника
Пресс-центр
Проекты
Комитет по международной премии
Миссионерский отдел
Житие апостола Андрея
Фоторепортажи
Форум
Архив




29 мая (16 мая ст.ст.) - Вознесение Господне. Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца


Ангельскому житию поревновав, преподобне,
вся земная оставив, ко Христу притекл еси
и, Того заповедьми ограждся,
явился еси столп непоколебим от вражиих нападаний.
Тем зовем ти:
радуйся, Ефреме, светило пресветлое








Поздравление председателю попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства», вице-президенту ФАП и ЦНС Н.В. Якуниной с Днем рождения


В Москве возрождается день «Белого цветка»


В рамках «программы-200» в Москве согласована документация на 61 участок под строительство модульных храмов


На московском подворье Православной Церкви в Америке молитвенно почтили память жертв теракта 11 сентября 2001 года


Митрополит Волоколамский Иларион рассказал журналистам о перспективах созыва Всеправославного Собора






Российская газета

РИА «Новости»



Гудок: общероссийская транспортная газета

Православное общество (братство). - http://www.radonezh.ru

Религия и СМИ

Правая.ру

АиФ

Церковный вестник. Официальное издание Русской Православной Церкви

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Нижегородская епархия

Русское афонское общество

Фонд Серафима Саровского












Статьи


Митрополит Волоколамский Иларион рассказал журналистам о перспективах созыва Всеправославного Собора

9 сентября 2011 года в Российском агентстве международной информации «РИА Новости» в Москве прошла мультимедийная пресс-конференция председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на тему «Перспективы созыва Всеправославного Собора».




Председатель ОВЦС начал с предыстории вопроса, рассказав, как возникла идея созыва такого Собора:


«Идея возникла пятьдесят лет назад, когда начались консультации, связанные с подготовкой Святого и Великого Собора Православной Церкви. В силу исторических обстоятельств Православная Церковь не собиралась на такие Соборы в полном составе в течение многих столетий, а именно со времени последнего, Седьмого Вселенского Собора. Причиной этому были те исторические условия, в которых находилась Православная Церковь. Проходили региональные собрания Предстоятелей и делегатов от двух-трех-четырех Церквей, но такого понятия, как Всеправославный Собор, не существовало.


В XX веке, особенно в период после Второй мировой войны, когда укрепилось сотрудничество Православных Церквей, возникла идея провести Всеправославный Собор, чтобы представители Церквей могли встретиться, обсудить насущные вопросы и принять по ним решения».


Глава ОВЦС рассказал представителям СМИ, как происходит процесс подготовки Собора:


«Было принято десять тем, по которым велась подготовка в течение всего этого времени. Одна из них — каноническое устройство православной диаспоры: каким образом Православная Церковь должна существовать там, где сосуществуют разные православные юрисдикции. Прежде всего, речь идет о Западной Европе, Америке и Австралии. Затем идут такие темы, как вопросы церковного календаря, унификация церковных постановлений о посте, о препятствиях к браку, об отношении Православия к остальному христианскому миру, к экуменизму, о порядке предоставления церковной автономии, об отношении Православных Церквей к актуальным мировым проблемам: политическим, социальным и прочим. Длительность предсоборного процесса — 50 лет — обусловлена тем, что между Церквами существовали определенные разногласия, но по перечисленным мною восьми темам эти разногласия удалось преодолеть, позиции по этим вопросам были согласованы.


Осталось две темы, по которым позиции еще не вполне согласованы: предоставление автокефалии и диптихи. Для широкой публики все эти темы могут показаться «техническими», далекими от реальной жизни людей. Что такое предоставление автокефалии? Это вопрос о том, кто и каким способом предоставляет самостоятельность той или иной Церкви. На самом деле, в истории Православия никогда не было четко прописанной процедуры предоставления автокефалии. Как правило, автокефалия вообще не предоставлялась — та или иная Церковь ее объявляла, а потом, задним числом, иногда несколько десятков лет спустя, эта автокефалия признавалась Константинопольским Патриархатом и другими Поместными Православными Церквами.


Кроме того, существовало представление о том, что одна Церковь может предоставить автокефалию другой. Так, например, Константинопольский Патриархат предоставил автокефалию Элладской, Болгарской, Сербской и другим Церквам, а Московский Патриархат — Церкви Чешских земель и Словакии и Православной Церкви в Америке. Польской Православной Церкви автокефалия была предоставлена дважды: сначала Константинополем, а потом Московским Патриархатом. Таким образом, этот вопрос оставался неурегулированным.


Сейчас достигнута принципиальная договоренность о том, что в дальнейшем автокефалия будет предоставляться с согласия всех Поместных Православных Церквей, то есть отдельно взятая Церковь не сможет предоставить автокефалию другой или своей собственной части. Для того, чтобы появилась новая автокефальная Церковь, должно быть межправославное согласие. Осталось договориться только по ряду технических вопросов, а именно о том, как будет подписываться томос об автокефалии. По этому вопросу пока не удалось договориться, хотя в феврале текущего года межправославная подготовительная комиссия в течение нескольких дней пыталась его решить.


Ну и, наконец, вопрос диптихов. Диптихи — это порядок следования Церквей в официальных списках. Здесь есть определенные различия. Все Церкви признают первые пять мест в диптихах — Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и Московский Патриархаты. Дальше имеются различия. Например, в диптихах Константинопольской Церкви за Русской следуют Сербская, Румынская и Болгарская Церкви, на девятом месте — Грузинская; в диптихах Русской Православной Церкви Грузинская стоит на шестом месте, а далее следуют Сербская, Румынская и Болгарская. По этой теме пока не удалось достичь консенсуса.


Встал вопрос — что делать дальше? Готовить Всеправославный Собор еще пятьдесят лет? Эта перспектива многих сегодня не устраивает. Если продолжать прения по вопросам, по которым мы заходим в тупик (в частности, по вопросу диптихов), это может растянуться еще на пятьдесят лет или более. Поэтому после февральского заседания подготовительной комиссии Патриарх Варфоломей направил Предстоятелям Церквей письмо с вопросом о том, как они видят дальнейший ход подготовки Собора. Ряд Предстоятелей ответили, что Собор может быть проведен по тем восьми темам, которые уже согласованы. А те две темы, по которым пока не существует согласия, можно оставить на послесоборный период. В частности, именно так ответила Русская Православная Церковь.


Таким образом, мы готовы принимать участие в Соборе по восьми согласованным темам при условии, что будет проработан протокол Собора, повестка дня, будет определена его конфигурация, состав делегаций от Поместных Православных Церквей, потому что все эти вопросы требуют обсуждения, поскольку в межправославном предсоборном процессе они еще никак не обсуждались».


Митрополит Иларион также коснулся ситуации на Ближнем Востоке, назвав ее «очень насущной и животрепещущей». В этих странах, по словам архиерея, «происходят политические перемены, ставящие под угрозу само существование христианства в целом ряде стран, где они на протяжении веков жили, сосуществовали и продолжают сосуществовать с мусульманами».


«В частности, — отметил митрополит Иларион, — очень большие опасения вызывает ситуация в Египте, где буквально с нового года практически не прекращаются теракты, угрозы в адрес христиан и где христиане оказались в очень трудном положении после тех политических перемен, которые произошли в стране. Большие опасения также вызывает ситуация в Ливии, в Сирии, где западные державы оказывают очень большое давление на нынешний режим. При этом совершенно непонятно, как эти державы видят дальнейшее развитие страны и каким образом они собираются и собираются ли вообще обеспечивать безопасность христиан Сирии. Трагическая ситуация складывается в Ираке, где при Саддаме Хусейне христиане мирно уживались с мусульманами и представителями других религиозных традиций, и где было, по разным подсчетам, около 1,5 миллионов христиан. Сегодня там не осталось и половины от этого числа: многие были просто уничтожены, другие оказались изгнаны из страны, и ситуация, к сожалению, не улучшается, а ухудшается.


Сегодня на эту ситуацию обращают внимание и руководители религиозных конфессий, и представители политической элиты. Не случайно весной Европейский парламент принял резолюцию, касающуюся положения христиан в различных регионах мира. Что касается Церкви, то 30 мая сего года Священный Синод Русской Православной Церкви обсуждал положение христиан в разных регионах мира и принял специальное заявление по этому поводу».


Далее председатель ОВЦС коснулся темы межправославных встреч. В нынешнем году, отметил он, состоялось несколько региональных встреч: 1 августа прошла встреча в Иордании, где участвовали Предстоятели Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской Церквей; 23 августа подобная встреча прошла на Кипре с участием Предстоятелей Иерусалимской и Кипрской Церквей. Наконец, 1 сентября в Стамбуле прошла встреча с участием Предстоятелей Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской и Кипрской Церквей, на которой также присутствовал представитель Антиохийского Патриархата. По словам митрополита Илариона, основной темой этих встреч была именно ближневосточная проблема.


На встрече в Стамбуле также обсуждался и вопрос подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви. Было высказано пожелание, чтобы перед этим Собором состоялась встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей с целью рассмотрения регламента работы межправославных подготовительных комиссий, а также с целью возможного пересмотра способа принятия решений. Говоря об этом, митрополит Иларион пояснил, что в течение пятидесяти лет единственным способом принятия решений на межправославных совещаниях был метод консенсуса: «Именно по этому методу работали межправославные подготовительные комиссии, именно этот метод давал Церквам возможность, во-первых, участвовать в межправославном предсоборном процессе, а во-вторых, принимать такие решения, которые удовлетворяют все Поместные Православные Церкви». По словам Владыки, если метод консенсуса будет пересмотрен и решения будут приниматься простым большинством голосов, «любая Церковь может оказаться в таком положении, когда будет принято решение, противоречащее ее позиции, противоречащее ее самопониманию. Разумеется, это радикальным образом скажется на всей ситуации межправославных отношений».


«С точки зрения Московского Патриархата, — подчеркнул владыка Иларион, — пересмотр регламента работы межправославной подготовительной комиссии в отношении изменения метода принятия решений является абсолютно неприемлемым. Мы не сможем участвовать в каких-либо межправославных мероприятиях, где решения будут приниматься не консенсусом, а большинством. Нужно понимать, что каждая Церковь должна иметь право отстаивать и защищать свою позицию. Речь не идет о том, что каждая Церковь имеет право вето на те или иные решения, а именно о том, что решения должны приниматься консенсусом».


Также, по словам председателя ОВЦС, следует учитывать различия в численном составе между Православными Церквами: «Русская Православная Церковь, по разным подсчетам, включает в себя около 150 миллионов верующих, проживающих в разных странах мира. Это больше, чем совокупная численность всех других Поместных Православных Церквей, вместе взятых. Между тем, в межправославных подготовительных комиссиях у каждой Православной Церкви по два делегата: как у многомиллионной Русской Церкви, так и у небольших по численности Поместных Православных Церквей, таких как Польская, Чешских земель и Словакии, Албанская… Мы никогда не оспаривали этот метод представительства, хотя он никоим образом не отражает реальную конфигурацию мирового Православия. Не оспаривали его именно потому и только потому, что на межправославном уровне существует принцип консенсуса. Иначе говоря, мы уверены, что если хотя бы одна Православная Церковь не согласна с тем или иным решением, то, в соответствии с принципом консенсуса, это решение не может быть принято. В этом случае нас не беспокоит квота представительства. Если бы решения принимались голосованием, тогда пропорциональный состав делегатов должен был соответствовать количеству верующих той или иной Церкви и была бы совершенно другая конфигурация представительства в межправославных предсоборных комиссиях. Эти темы достаточно тесно увязываются одна с другой: метод принятия решений и представительство. Пока еще никто нам не сказал, каким будет представительство на самом Всеправославном Соборе, если он состоится».


Митрополит Иларион считает, что на Всеправославном Соборе должны присутствовать все епархиальные архиереи из всех Поместных Православных Церквей, как это происходило на Вселенских Соборах: «По моим предварительным подсчетам речь идет примерно о 500 человек. В Русской Православной Церкви сегодня 222 архиерея». Собрать сегодня такое количество людей в одном зале технически не составляет никакой сложности, считает владыка Иларион. «Такое представительство было бы абсолютно правильным и справедливым. Если будет принято решение, что не все правящие архиереи участвуют в Соборе, а только определенный процент, тогда нужно договариваться о квотах. Я не думаю, что мы сможет провести Всеправославный Собор, если от каждой Церкви, включая многомиллионную Русскую Церковь, будет, например, по пять или десять делегатов. Эти вопросы еще предстоит решить, вся эта проблематика стоит на повестке дня Всеправославного Собора».


В завершение своего вступительного слова председатель ОВЦС отметил, что никаких серьезных препятствий для созыва Всеправославного Собора не существует: «Сегодня очень важно, чтобы звучал консолидированный и солидарный голос Поместных Православных Церквей. Очень важно, чтобы никто не пытался раскачивать лодку мирового Православия или вбивать клин между отдельными Церквами. Я думаю, что предложение отказаться от метода консенсуса имеет очень опасный потенциал, потому что оно может внести серьезные разногласия и разделения в семью Поместных Православных Церквей. Мы должны договариваться между собой и принимать только те решения, которые удовлетворяют все Церкви. Ни одна Церковь не должна пытаться навязать свое мнение другой Церкви или другим Церквам. Мы должны в духе солидарности и соработничества совместно готовить святой и великий Собор Православной Церкви с надеждой на то, что этот Собор станет фактором единения, а не разделения».

Православие.ру










   






Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС в 2013 году

Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС

Видеоролик анонсирующий Второй Форум Всероссийской программы «Святость материнства»

Видеосюжет информационной программы "Пульс" ТК "Переславль"

Видеосюжет ФАП о принесении Пояса Богородицы в Россию






















Программа "Просите мира Иерусалиму". 2011 год

Программа "Просите мира Иерусалиму". 2010 год

Конференция «Наука. Философия. Религия.»

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России. Май- июнь 2008 года

"Просите мира Иерусалиму!" 2008 год

Программа "Восстановление памятника россиянам в Галлиполи (Гелиболу)"

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России

Принесение мощей апостола и евангелиста Луки

"Просите мира Иерусалиму!" 2007 год

Возрождение Марфо-Мариинской обители. К 100-летию со дня основания

Принесение десницы Иоанна Крестителя

Год Ф.М.Достоевского

"Просите мира Иерусалиму!" 2006 год

85-летие исхода Белой армии из России

150-летие завершения героической обороны Севастополя

625-летие победы на Куликовом поле

Принесение мощей святых прпмч. Вел. кн. Елизаветы и Варвары

Распятое Косово

"Просите мира Иерусалиму!" 2005 год






Приветствие В.И. Якунина и М.Ю. Байдакова участникам форума

Приветствие В. И. Якунина участникам XVI конференции «Наука. Философия. Религия»

Программа конференции «НАУКА. ФИЛОСОФИЯ. РЕЛИГИЯ»







7-24 августа прошла седьмая трудническая экспедиция на остров Анзер

13 июля 2011 года, Торжественный прием в честь лауреатов международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность» и почетных членов Фонда Андрея Первозванного.

22 мая 2011года, Суворовские дни в Италии






Житие и Хождение Даниила, Игумена Русской Земли

М.И.Якушев: В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия выиграла битву за святые места Палестины.

Н.В.Масленникова. Концепция богоизбранности художника в лирике А.С.Пушкина.





Архимандрит Ефрем

Игумен Ватопедского монастыря на Святой горе Афон



Милованова Ольга Владимировна

Председатель Тюменского областного отделения Общероссийской общественной организации семей погибших защитников Отечества. Член Общественной палаты РФ от Тюменской области



Алексеев Валерий Аркадьевич

Президент Фонда единства православных народов (Москва).
За подвижнический труд по сохранению национальных и духовных традиций славянских народов.
Награждение 1996.




Пиотровский Михаил Борисович

Директор Государственного Эрмитажа, член-корреспондент Российской Академии Наук, член-корреспондент Российской академии художеств.


За подвижнические труды по сохранению, развитию и преумножению национальной культуры. Награждение 2005.




Мохаммад Хатами

Президент Исламской Республики Иран.
Награжден Международной премией Андрея Первозванного в 2003 году за выдающийся вклад в развитие диалога цивилизаций.




Вальдас Адамкус

Президент Литовской Республики, лауреат международной премии Андрея Первозванного «Диалог цивилизаций». Награждён за выдающийся вклад в развитие диалога цивилизаций в 2002 году.











© Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного

Все права на материалы, находящиеся на сайте www.fap.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании метериалов сайта, ссылка на www.fap.ru обязательна.

     e-mail: fap@fap.ru

О фонде
Житие Апостола Андрея
Комитет по международной премии

Миссионерский отдел
Форум
Архив