Апостол Андрей Первозванный

Партнеры фонда

Издательство Сибирская благозвонница

О фонде
Хроника
Пресс-центр
Проекты
Комитет по международной премии
Миссионерский отдел
Житие апостола Андрея
Фоторепортажи
Форум
Архив




29 мая (16 мая ст.ст.) - Вознесение Господне. Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца


Ангельскому житию поревновав, преподобне,
вся земная оставив, ко Христу притекл еси
и, Того заповедьми ограждся,
явился еси столп непоколебим от вражиих нападаний.
Тем зовем ти:
радуйся, Ефреме, светило пресветлое








Поздравление председателю попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства», вице-президенту ФАП и ЦНС Н.В. Якуниной с Днем рождения


В Москве возрождается день «Белого цветка»


В рамках «программы-200» в Москве согласована документация на 61 участок под строительство модульных храмов


На московском подворье Православной Церкви в Америке молитвенно почтили память жертв теракта 11 сентября 2001 года


Митрополит Волоколамский Иларион рассказал журналистам о перспективах созыва Всеправославного Собора






Российская газета

РИА «Новости»



Гудок: общероссийская транспортная газета

Православное общество (братство). - http://www.radonezh.ru

Религия и СМИ

Правая.ру

АиФ

Церковный вестник. Официальное издание Русской Православной Церкви

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Нижегородская епархия

Русское афонское общество

Фонд Серафима Саровского












Статьи


Епископ Иларион: «Поколение, которое слушает попсу, не может построить полноценное государство».

Интервью с участником IV Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» епископом Венским и Австрийским Иларионом (Алфеевым), доктором богословия, доктором философии, композитором, автором книг и статей, опубликовано 20 ноября 2006 г. в "Политическом журнале" (№ 43/44).



В 2006 г. отмечалось сразу несколько знаменательных дат, связанных с именем Ф.М. Достоевского. 6 октября исполнилось 500 лет роду Достоевских. 11 ноября исполнилось 185 лет со дня рождения писателя.

В этом году памятник Достоевскому работы Александра Рукавишникова, о котором в октябре сообщили почти все СМИ, был установлен в присутствии президента РФ Владимира Путина и канцлера Ангелы Меркель в Дрездене. Немцы не забыли почтить память русского писателя в канун празднования 500-летия рода Достоевских и 185-летия со дня рождения. В прошлом году состоялся симпозиум в Бразилии, где начато переиздание полного собрания сочинений Достоевского на португальском языке. В нынешнем году прошли международные симпозиумы, посвященные Достоевскому, в Сербии, где уже 20 лет не издавались переводы русского писателя на сербский язык, и в Испании, где сейчас переиздают сочинения Достоевского на испанском языке... В России, к сожалению, отметить Год Достоевского должным образом не удалось.

Осенью нынешнего года в последний день работы IV Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» побеседовать со мной любезно согласился епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев), автор множества статей и книг, церковный композитор, доктор богословия и доктор философии.

– Владыка, не представляется ли вам трагичным, что даже в столь знаменательный год ни у государства, ни у общественных организаций не нашлось средств ни на воссоздание музея-усадьбы в селе Даровое, где ребенком жил Достоевский, ни на возрождение церкви в Моногарово, стены которой помнят самого писателя...

– К сожалению, обычно именно так и происходит.

– А что для вас лично значит Достоевский?

– В моем духовном становлении Достоевский сыграл очень важную роль. В 14–15 лет я перечитал все его романы и дневники. Его мировоззрение во многом сформировало мой подход к проблемам человеческого бытия. На мой взгляд, Достоевский был гигантом, равного которому в истории русской литературы не было.

Если говорить о литературном мастерстве Достоевского, то в истории русской литературы были писатели, которые более виртуозно владели языком, например, Лев Толстой или Владимир Набоков. Достоевский, как известно, писал не только потому, что хотел писать, но и потому, что жизнь заставляла его писать. Литературным трудом он зарабатывал себе на жизнь. Платили ему не за идеи или яркие мысли, а за количество написанных страниц. Нередко он был слишком многословен и не всегда умел лаконично выражать свои мысли. Достоевского нередко упрекали в том, что его герои слишком эмоциональны, что в них много истерики и надрыва.

Однако все это совершенно не снижает значения Достоевского как крупнейшего писателя в истории человечества, который ставит самые сложные и важные вопросы о смысле жизни, о бытии Бога, о соотношении между человеческой свободой и божественным правосудием.

После каторги до конца своих дней Достоевский был глубоко верующим человеком – православным христианином – и в то же время, судя по его произведениям, это был человек, для которого вопрос о бытии Бога оставался открытым. Основная фабула всех его романов, будь то «Преступление и наказание», «Бесы» или «Братья Карамазовы», вращается вокруг вопроса о том, есть Бог или нет. От ответа на этот вопрос зависит шкала нравственных ценностей, которые предлагаются человеку. Именно поэтому герой Достоевского говорит: «Если Бога нет, то все позволено» – то есть если Бога нет, следовательно, нет абсолютной шкалы нравственных ценностей, все ценности относительны.

И сила Достоевского, на мой взгляд, состоит в том, что он всем своим творчеством показал, что без Бога невозможно спасение, невозможна нравственность. Я поверил в Бога еще до знакомства с Достоевским, но он способствовал моему укреплению в вере, в православии.

– Владыка, Достоевский писал о горниле сомнений. А вам приходилось ли испытывать что-то подобное?

– У меня никогда не было сомнений в бытии Божием, в промысле Божием, в том, что Бог присутствует в мире и заботится о каждом человеке. Но в то же время каждый православный христианин, а особенно служитель Церкви, в жизни всегда испытывает скорби, искушения, разочарования, сталкивается с людьми, которые находятся не на должной нравственной высоте, и, конечно, здесь необходим очень твердый внутренний стержень. В моей жизни были и искушения, и разочарования, но не было никогда момента, когда бы я усомнился в благости Божией или разочаровался в том, что в 20 лет встал на путь служения Богу.

– Бельгийский художник Гарольд Ван де Перре говорит, что Достоевский – это Микеланджело в литературе. А кого по масштабу личности сравнили бы с писателем вы?


– В этом году мы отмечаем сразу несколько юбилеев, связанных с именем Достоевского. Но это еще и юбилейный год другого великого русского человека, столетие со дня рождения которого мы недавно отметили: я говорю о Шостаковиче. На мой взгляд, в истории русской культуры Шостакович – единственный человек XX века, который по масштабам своего дарования и глубине своего творчества приближается к Достоевскому.

Шостакович жил в другую эпоху – когда открытого разговора о Боге и Церкви не было вообще. И в то же время все его творчество показывает, что он был верующим человеком. Он не писал церковную музыку и, по-видимому, не ходил в церковь, но его музыка свидетельствует о том, что он глубоко чувствовал трагизм существования человека без Бога, глубоко переживал трагедию современного общества – безбожного общества, отказавшегося от своих корней.

Эта тоска по Абсолюту, жажда правды присутствуют во всех его произведениях – симфониях, квартетах, прелюдиях и фугах. Это был человек, которого не сломили никакие репрессии, никакое осуждение со стороны высших инстанций. Это был человек, который всегда служил Истине. Я думаю, что, как и Достоевский, он явился великим духовным и нравственным примером, голос которого, подобно голосу пророка, был гласом вопиющего в пустыне.

– Как вам кажется, доступно ли то, о чем вы говорите, нашей молодежи?

– Выход в том, чтобы систематически с детства знакомить молодежь с духовным наследием русского народа. У нас сейчас очень много различных общественных организаций, например, таких, как Фонд Андрея Первозванного (поддержавший Достоевские чтения в Старой Руссе, а также археологическую экспедицию в родовое имение Достоевских Моногарово. – И.А.), которые реально могут и должны прилагать все свои усилия, чтобы наше национальное достояние не было забыто, чтобы и старое поколение, и молодежь приобщались к тому богатству, которое содержится в творчестве Достоевского, Шостаковича, Свиридова... Если современная российская молодежь забудет эти имена, это станет большой духовной трагедией.

– Теперь, если позволите, несколько слов о вашей музыке. В этом году замечательный хор Свято-Никольского храма при Третьяковской галерее впервые исполнил написанную вами «Божественную литургию». Что еще вы написали?

– В декабре в Большом зале Консерватории состоится концертная премьера «Всенощного бдения» в исполнении того же Свято-Никольского хора под управлением Алексея Пузакова. В этом же концерте прозвучат некоторые номера из моей «Литургии» и «Берлинская месса» Арво Пярта для хора и органа.

А в 20-х числах марта там же, в Большом зале Консерватории, впервые прозвучат «Страсти по Матфею» – произведение для солистов, хора и оркестра, законченное мною в начале осени. В этом сочинении пятьдесят номеров, в том числе четыре оркестровые фуги, многочисленные хоры и речитативы, несколько арий. Это попытка православного прочтения истории Страстей Христовых. В отличие от баховских «Страстей», в моем сочинении нет специально сочиненного либретто – есть только текст Евангелия, читаемый протодиаконом на русском языке в манере, характерной для православной церкви, и тексты из богослужений Страстной седмицы, исполняемые хором на старославянском языке.

– Внушает ли вам оптимизм положение с музыкой в современной России?

– К сожалению, наш век – время поп-культуры, когда вкусы определяются модой, когда детей и молодежь приучают к самому примитивному, самому дешевому виду искусства – так называемой поп-музыке. В США 1930-х годов в каждой средней школе был свой симфонический оркестр, игравший классическую музыку. В России же сейчас классическую музыку слушают либо люди старшего поколения, либо молодые люди, профессионально обучающиеся музыке. То, что молодежь слушает поп-музыку, – это не просто недостаток нашего общества, это, с моей точки зрения, настоящая национальная трагедия. Поколение, которое слушает попсу, не сможет построить полноценное, сильное государство, не сможет создать духовно полноценную нацию.

Беседовала Ирина АХУНДОВА. Политический журнал










   






Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС в 2013 году

Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС

Видеоролик анонсирующий Второй Форум Всероссийской программы «Святость материнства»

Видеосюжет информационной программы "Пульс" ТК "Переславль"

Видеосюжет ФАП о принесении Пояса Богородицы в Россию






















Программа "Просите мира Иерусалиму". 2011 год

Программа "Просите мира Иерусалиму". 2010 год

Конференция «Наука. Философия. Религия.»

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России. Май- июнь 2008 года

"Просите мира Иерусалиму!" 2008 год

Программа "Восстановление памятника россиянам в Галлиполи (Гелиболу)"

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России

Принесение мощей апостола и евангелиста Луки

"Просите мира Иерусалиму!" 2007 год

Возрождение Марфо-Мариинской обители. К 100-летию со дня основания

Принесение десницы Иоанна Крестителя

Год Ф.М.Достоевского

"Просите мира Иерусалиму!" 2006 год

85-летие исхода Белой армии из России

150-летие завершения героической обороны Севастополя

625-летие победы на Куликовом поле

Принесение мощей святых прпмч. Вел. кн. Елизаветы и Варвары

Распятое Косово

"Просите мира Иерусалиму!" 2005 год






Приветствие В.И. Якунина и М.Ю. Байдакова участникам форума

Приветствие В. И. Якунина участникам XVI конференции «Наука. Философия. Религия»

Программа конференции «НАУКА. ФИЛОСОФИЯ. РЕЛИГИЯ»







7-24 августа прошла седьмая трудническая экспедиция на остров Анзер

13 июля 2011 года, Торжественный прием в честь лауреатов международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность» и почетных членов Фонда Андрея Первозванного.

22 мая 2011года, Суворовские дни в Италии






Житие и Хождение Даниила, Игумена Русской Земли

М.И.Якушев: В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия выиграла битву за святые места Палестины.

Н.В.Масленникова. Концепция богоизбранности художника в лирике А.С.Пушкина.





Ботян Алексей Николаевич

Герой Российской Федерации, Ветеран Великой Отечественной войны



Попова Анастасия Андреевна

Заведующая корреспондентским пунктом ВГТРК в Бельгии



Маслов Алексей Федорович

Директор филиала Омского государственного университета путей сообщения, народный учитель СССР, заслуженный учитель Российской Федерации.
Награжден международной премией Андрея Первозванного в 2000 году за создание передового центра подготовки ведущих специалистов железнодорожного транспорта России.





Шор Константин Борисович

Член Совета Директоров Центрального банка РФ, Начальник Московского Главного Территориального Управления Банка России



Николас Папаниколау

Президент компании «Titan Capital Corporation». Сопредседатель Мирового Общественного Форума «Диалог цивилизаций».
Награжден Международной премией Андрея Первозванного в 2006 году за продвижение в жизнь идей диалога культур и цивилизаций, большой личный вклад в создание Мирового Общественного Форума «Диалог Цивилизаций».





Али Абдалла Салех

Президент Йеменской Республики, главнокомандующий Вооруженными силами, председатель Высшего совета обороны. Награжден Международной премией Андрея Первозванного в 2004 году за заслуги в укреплении дружбы и сотрудничества между народами России и Йемена, продвижение в жизнь идей диалога культур и цивилизаций, за вклад в международные антитеррористические усилия.











© Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного

Все права на материалы, находящиеся на сайте www.fap.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании метериалов сайта, ссылка на www.fap.ru обязательна.

     e-mail: fap@fap.ru

О фонде
Житие Апостола Андрея
Комитет по международной премии

Миссионерский отдел
Форум
Архив