Апостол Андрей Первозванный

Партнеры фонда

Издательство Сибирская благозвонница

О фонде
Хроника
Пресс-центр
Проекты
Комитет по международной премии
Миссионерский отдел
Житие апостола Андрея
Фоторепортажи
Форум
Архив




29 мая (16 мая ст.ст.) - Вознесение Господне. Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца


Ангельскому житию поревновав, преподобне,
вся земная оставив, ко Христу притекл еси
и, Того заповедьми ограждся,
явился еси столп непоколебим от вражиих нападаний.
Тем зовем ти:
радуйся, Ефреме, светило пресветлое








Поздравление председателю попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства», вице-президенту ФАП и ЦНС Н.В. Якуниной с Днем рождения


В Москве возрождается день «Белого цветка»


В рамках «программы-200» в Москве согласована документация на 61 участок под строительство модульных храмов


На московском подворье Православной Церкви в Америке молитвенно почтили память жертв теракта 11 сентября 2001 года


Митрополит Волоколамский Иларион рассказал журналистам о перспективах созыва Всеправославного Собора






Российская газета

РИА «Новости»



Гудок: общероссийская транспортная газета

Православное общество (братство). - http://www.radonezh.ru

Религия и СМИ

Правая.ру

АиФ

Церковный вестник. Официальное издание Русской Православной Церкви

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Нижегородская епархия

Русское афонское общество

Фонд Серафима Саровского












Статьи


Первоначальник российского Величия.

К 625-летию победы на Куликовом поле публикуем статью Р.А Поляковой, посвященную 650-летию со дня рождения великого воина Древней Руси святого благоверного и великого князя Димитрия Донского и 620-летию Куликовской битвы. Русский Вестник, №29-30, 2000 год.



Если взглянуть на историю Государства Российского, то становится очевидным, что пройдя через горнило неслыханных испытаний, русский народ, изнемогая под бременем многочисленных бед, всякий раз с честью умел отразить их и выдвигал из своей среды героев. У русской истории есть для этих героев неувядаемый венок - почетное второе имя, что дается за воинскую доблесть и особые заслуги перед Родиной: Невский, Рымникский, Задунайский, Чесменский, Смоленский.

Одним из первых в этом ряду - имя героя Донского, великого князя Московского и всея Руси, через века несущего в бессмертной своей славе твердое однозвучие имени Димитрий и название великой русской реки Дон.

Чтобы осознать величие подвига Димитрия Ивановича Донского, благодарными потомками прославленного в лике святых, надо окунуться в эпоху русского средневековья, которую мы называем теперь Святой Русью.

Как черный смерч в XIII веке нагрянули на русскую землю беспощадные и лютые степняки, неся гибель цветущим городам и весям, уводя в полон лучших мужей, предавая на поругание женскую красоту. О том времени начертает летописец: "Живые завидовали мертвым".

Татаро-монголы обложили Русь тяжелой данью, но гораздо более угнетало душу народную сознание нравственной зависимости от восточных варваров, грозившее сделать русскую скорбь генетически наследуемой.

Но неминуемо приближалась та эпоха, когда покаянными слезами в храмах и монастырях, многих из которых, к счастью, не коснулась рука завоевателя, народ вымолил у Бога свою троицу великих мужей-современников: Преподобного Сергия, святителя Алексия и Димитрия Донского. Объединенные одной идеей освобождения Отечества, каждый из них нес на раменах своих бремя святого подвига возжения свечи национального достоинства в каждой русской душе.

Смиренный игумен Сергий - во глубине радонежских лесов - непрерывными горячими молитвами в срубленном своими руками храме, посвященном Святой Троице не случайно, а "дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего".

Митрополит Московский и всея Руси Алексий, как мудрый кормчий, первосвятительской рукой твердо вел церковный корабль среди рифов и подводных течений бурного, как море, XIV века, чтобы Православная Церковь оставалась главной культурной силой, ибо вера и язык были единственными связующими нитями, не дававшими русскому народу утратить национальную самобытность во время татаро-монгольского ига.

А Димитрию Ивановичу выпала высокая и трудная честь: первым из русских князей открыто поднять меч на диких завоевателей. Божиим Промыслом и политическими событиями второй половины XIV века великий московский князь Димитрий Иванович был выдвинут на положение общерусского государя и защитника русской земли.

Родился Димитрий Иванович 12 октября 1350 года. Он был сыном Ивана Красного (т. е. Красивого), племянником Симеона Гордого и внуком Ивана Калиты, достойным потомком тех московских князей, которые вкупе с умными своими боярами, заложили фундамент Русского национального государства. Отец его, умирая, завещал воспитание сына, оставшегося в 9 лет круглым сиротой, митрополиту Алексию. Этому выдающемуся церковному деятелю XIV века юный Димитрий был обязан первыми жизненными ощущениями своей семьи, породы, азбукой житейской науки. Вместе с другом своим и сотаинником, троицким игуменом Сергием они воспитывали в Димитрии черты личности независимой, учили неустрашимости и самостоятельности, провидчески прозревая в нем государственного мужа и удалого воина; исподволь готовили вождя, способного повести за собой полки против "ига бесерменского", за честь и свободу родной земли. Научив Димитрия самостоятельно, без оглядки на Орду, решать государственные дела, святитель Алексий всегда оставался мудрым советчиком и добрым наставником, прежде всего молитвенником, духовным владыкой, никогда, ни в каких обстоятельствах, не притязавшим на государственную власть.

То было время воистину симфонии духовной и светской власти, братской любви и единства цели тех, кто Божиим благословением готовил Куликовскую победу. Беспредметны некоторые утверждения, будто был князь Димитрий под чрезвычайным влиянием митрополита Алексия. Взращенный и воспитанный Первосвященником всея Руси, поистине мужем великим, которого чтили за святую жизнь, заслуги перед Отечеством и князья, и народ, и татарские ханы, князь Димитрий в политических делах являлся абсолютно самостоятельным. Его дела и после смерти митрополита Алексия исполнены государственной мудрости и проницательности. Эту истину подтверждает битва на реке Воже 11 августа 1378 года, т. е. через полгода после кончины митрополита Алексия. Не дожидаясь, пока мурза Бегич со своим войском подступит к Москве, Димитрий сам устремился ему навстречу и, предводительствуя своей дружиной, одержал полную победу над татарами. Вожскую победу назвали преддверием Куликова поля, генеральной репетицией этой грандиозной битвы.

Такую же самостоятельность князь Димитрий явил и в церковных делах. Заточение в Чухлому архимандрита Пимена, избранного без его согласия, смелое, хотя и ошибочное, назначение Митяя, изгнание митрополита Киприана за трусливое бегство и укрывательство у тверского князя во время тохтамышева набега свидетельствуют о том факте, что княжеская власть в Древней Руси первенствовала над церковной.

То, что князь Димитрий был дальновидным и глубоким политиком, доказывают и литовские события. Когда после смерти заклятого врага Москвы Ольгерда племянники наследовавшего власть Ягайла, Андрей и Димитрий Ольгердовичи, обойденные отцом, отправились в Москву, великодушно забыв обиды, умный Димитрий не упустил случая во врагах приобрести друзей. Пройдет совсем немного времени и как преданные союзники плечом к плечу с димитриевыми дружинниками будут рубиться храбрые Ольгердовичи на поле Куликовом в то время, как Ягайло с 40 тысячами воинов будет спешить на соединение с Мамаем.

Чтобы стряхнуть позорное иго, князю Димитрию надо было завершить начатое его предками дело объединения русских земель под началом Москвы. Чтобы решить задачу окончательного искоренения удельной системы, он со всей энергией и решительностью вступает в борьбу со своими русскими соперниками - удельными князьями. Нет, не тщеславием, не жаждой власти и чужого добра руководствовался князь Димитрий, когда включал в свои владения Углич, Галич, Белоозеро, Калугу, Медынь, Дмитров, Стародуб. Одна тайная дума о спасении Руси владела князем. Его благородство и бескорыстие в полной мере проявились в борьбе с Михаилом Тверским. Когда Мамай в третий раз отдал грамоту на великое княжение тверскому Михаилу, Димитрий выступил в поход, собрав под свои знамена все подвластные и союзные войска: суздальские, ростовские, смоленские, ярославские, белозерские, брянские, оболенские, тарусские, моложские, а под Тверью присоединились и новгородцы. Михаил потерпел поражение и просил помилования. Не только снисходительность победителя к поверженному противнику сквозит в условиях мира. Из договора явствует, что не ярлык на великое княжение был пределом желаний Димитрия Московского, коль он даже позволил Михаилу именоваться великим князем Тверским. Не поставив никаких унизительных условий, Димитрий, однако, включил важное указание: "а пойдутъ на нас татарове или на тобе, битися намъ и тобе с одинаго (заодно) всемъ противу ихъ; или мы пойдемъ на нихъ, и тобе с нами пойти на нихъ".

Между тем, как победы Димитрия Ивановича укрепили и расширили московское княжество, Золотая Орда, достигнув высшего могущества при хане Узбеке, с которым умело ладил Иван Калита, в последующие годы быстро теряла свое значение по причине внутренних смут и борьбы за ханский престол. Особенно смутными было 60-е годы, когда за десятилетие сменилось 14 ханов, и ни один не умер своей смертью.

Орда быстро деградировала: от нее постоянно отделялись царства татар крымских, сибирских, яицких, камско-болгарских, к тому же враждовавших между собой.

Князь Димитрий разумно воспользовался этими нестроениями, чтобы ослабить свою зависимость от ханов. В союзе с нижегородским Димитрием, недавним соперником, а теперь тестем, он нанес ряд чувствительных ударов ордынским владениям в Мордовской земле, Камской, Болгарии и других, постепенно приучая татар к поражениям.

В Орде в это время приобрел неограниченную силу ловкий темник Мамай, который сумел не только по своему усмотрению сменять ханов, но и править от их имени. Недолго смекал Мамай, к чему ведут московские победы. И решил он напомнить русским князьям, как их предки склонялись перед ханским шатром, а кто отказывался ползти на коленях меж языческих огней, мученической смертью заплатили за неповиновение. На совете своих князей в Орде Мамай сказал: "Обогатимся русским золотом, пойдя по следам Батыя". Как и батыево, его войско было разноплеменным: татары, половцы, армяне, черкесы, ясы, буртасы, а также литовцы и генуэзская пехота, завербованная в Крыму.

На исходе лета 1380 года Димитрий Иванович узнал от своей сторожи какие грозные тучи собираются над Русью. Во все концы русской земли разослал князь Димитрий своих гонцов с призывом стать под московские знамена против ненавистных завоевателей.

Настал великий час. Решался вопрос: быть ли русской земле или навсегда сойти с исторической арены? Будто от тяжелого сна пробудился русский народ. В несколько дней вооружились целые города. Князья можайские, звенигородские, ростовские, суздальские, углицкие, дмитровские, серпуховские, белозерские, костромские и другие собрали свои ополчения. Сборы русского войска поэтично рисует "Задонщина": "В Москве кони ржут, звенит слава по всей земле русской, в Коломне трубы трубят, в Серпухове бубны бьют, на берегу Дона знамена стоят, в Новгороде гудит и сзывает вечевой колокол".

Признавая богоносного игумена Сергия великим молитвенником, стяжавшим дар прозорливости, Димитрий с малой дружиной поспешил в Троицкий монастырь в последний раз испросить, идти ли ему против сильного и мнившего себя непобедимым врага. Преподобный, совершив молитву, благословил князя и сказал: "Бог правды дарует тебе победу и сохранит тебя для вечной славы, а многим из сподвижников твоих готовы венцы мученические". Он отпустил с Димитрием двух своих иноков Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю), которые были облечены в схиму. Димитрий Иванович приказал всему войску сойтись в Коломну к Успеньеву дню, 15 августа.

Возглавив русскую рать, князь Димитрий покинул свою белокаменную столицу, любимую супругу Евдокию, по слову Н. М. Карамзина, "нежную и чувствительную", чад своих, чтобы в открытом бою воскресить древнюю славу Руси, защитить православие от магометанства, освободить свой народ или сложить голову вместе с лучшими сынами родной земли. Казалось, вся Русь поднялась на битву с ненавистными угнетателями.

После смотра войск, приняв благословение коломенского епископа Герасима, Димитрий Иванович выступил к устью реки Лопасни и 6 сентября привел свою рать к Дону. На совете князей и воевод мнения разошлись: встретить Мамая здесь или переправиться на другой берег. В это время получает Димитрий Иванович от преподобного Сергия просфору и грамоту, в которой было написано: "Иди, иди смело, князь, надейся на помощь Божию". Великую силу имело слово игумена земли Русской. Димитрий Иванович более не колебался. "Честная смерть лучше позорной жизни, - сказал он слишком осторожным. В ночь с 7 на 8 сентября под прикрытием густого тумана по мостам и бродам русская рать переправилась через Дон и расположилась на берегу Непрядвы на обширном поле Куликовом.

Ранним утром 8 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, после горячих молитв князь Димитрий построил свои полки в боевой порядок. Военные историки во многочисленных монографиях и исследованиях единогласно утверждают: выбор позиции на изрезанной местности овражистого берега Непрядвы, схема построения войск, точное назначение командующих полками, устройство в Зеленой Дубравке скрытого от глаз татар Засадного полка, решившего исход битвы, бесспорно свидетельствуют о выдающемся полководческом таланте Димитрия Ивановича.

Грянули трубы и началась битва, которая вошла в историю не только России, но и всей Европы. В кровавой схватке сошлись 150 тысяч русских и 300 тысяч татаро-монгол. И бежали "бесермены" под оторопелый возглас своего предводителя: "Велик христианский Бог! ". И преследовала их русская конница 40 верст до реки Красивая Меча. Под ликующие клики победителей князь Димитрий был провозглашен Донским, двоюродный брат его Владимир Серпуховский - Храбрым, а битву называли Мамаевым побоищем. Победа была великая, но и скорбная: из огромного русского войска едва уцелело сорок тысяч. А Дон, по преданию, три дня тек кровью. Так рассказали нам о Куликовской битве летописи, сказания и предания. Восемь дней погребали русские воины своих собратьев, и с той поры навечно установлено празднование памяти павших в Куликовской битве (Димитриева суббота).

Русь ликовала, одержав трудную победу над неверными. Воочию стало ясно, что мнивший себя непобедимым враг на самом деле побеждаем. Отныне Москва считалась избавительницей от татар, ее авторитет и популярность в глазах народа выросли еще более. Все северо-русское население увидело в князе московском национального вождя. Народное предание сравнивает эту победу с величайшими древнерусскими победами, а князя Димитрия Донского - с такими прославленными князьями, как Владимир Мономах и Александр Невский. И пусть не принесла Куликовская победа окончательного освобождения от позорного ига, но явилась зарей российской свободы и независимости, навсегда оставшись в народной памяти как знаменитейшее сражение, воспетое в песнях и сказаниях, апофеоз патриотического воодушевления и героических усилий народных масс Древней Руси. Это была битва за независимость, за государство, за национальную культуру, за самобытность. Положив головы на поле Куликовом, русский народ спас Европу от страшной опасности, что, как Дамоклов меч, со времен Чингиза угрожала из азиатских степей. Подвиг Димитрия Донского позволил Государю всея Руси Ивану III завершить на Угре дело, начатое в 1380 году на Дону.

Венцом всех шагов в государственном строительстве становится политическая перемена, которая имела влияние на все последующие судьбы России: князь Димитрий меняет порядок престолонаследия. Отныне не брат по старшинству будет наследовать престол, а сын. Такой шаг мог совершить только государь, осознавший свою силу. Утверждение нового порядка престолонаследия имело ту же цель: единую политику можно проводить лишь в условиях сосредоточения власти в одном роде.

Тяжко заболев, князь Димитрий Иванович составляет духовную грамоту: "Се сына своего, князя Василья благословляю на стариший путь... А переменит Бог Орду, дети мои не имут давати выхода в Орду". Эта мысль, что "переменит Бог Орду" жгла сердце мужественного князя-воина всю его жизнь, проявлялась во всех его поступках, большинство из которых вернее назвать подвигом, с этой мыслью шел он к одной цели - свергнуть ордынское иго и восстановить самобытность Руси. С этой мыслью - надеждой, что хотя бы потомки его воспользуются плодами его отваги и мудрой политики, - любимый народом, прославленный современниками как победитель татар, воспетый в песнях и сказаниях народных, великий князь Димитрий преставился Богу 19 мая 1389 году.

Годы правления его вошли в историю как годы национальной славы русского народа. "Вскипела земля Русская в лето княжения его; страхом своего господства оградил он всю землю Русскую". Понимание государственных задач выдвинуло святого благоверного Димитрия Ивановича Донского в ряды величайших героев Русской земли. "От востока до запада восхвалилося имя его; от моря до моря и до конца вселенной превознеслась честь имени его".

Имена великих людей есть достояние государства, где им выпало Божие произволение родиться, впитать в себя атмосферу родной земли и иметь приложение своему уму и талантам на благо народа, от исторических корней которого они произросли и восславить который они были призваны своими исключительными деяниями.

Поминая ныне святого благоверного и великого князя Димитрия Донского, следует со всей уверенностью сказать: сей князь велик делами, он был достойнейшим представителем русского народа, в своем облике воплотив лучшие национальные черты. Народ любил его при жизни, а по кончине сохранил и как святыню передал потомству его славное имя, являясь достоянием нашей истории, имя его как драгоценнейшее сокровище Отечества должно быть и достоянием нашего времени.

Русский вестник, Р. А. ПОЛЯКОВА, №29-30, 2000 год.










   






Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС в 2013 году

Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС

Видеоролик анонсирующий Второй Форум Всероссийской программы «Святость материнства»

Видеосюжет информационной программы "Пульс" ТК "Переславль"

Видеосюжет ФАП о принесении Пояса Богородицы в Россию






















Программа "Просите мира Иерусалиму". 2011 год

Программа "Просите мира Иерусалиму". 2010 год

Конференция «Наука. Философия. Религия.»

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России. Май- июнь 2008 года

"Просите мира Иерусалиму!" 2008 год

Программа "Восстановление памятника россиянам в Галлиполи (Гелиболу)"

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России

Принесение мощей апостола и евангелиста Луки

"Просите мира Иерусалиму!" 2007 год

Возрождение Марфо-Мариинской обители. К 100-летию со дня основания

Принесение десницы Иоанна Крестителя

Год Ф.М.Достоевского

"Просите мира Иерусалиму!" 2006 год

85-летие исхода Белой армии из России

150-летие завершения героической обороны Севастополя

625-летие победы на Куликовом поле

Принесение мощей святых прпмч. Вел. кн. Елизаветы и Варвары

Распятое Косово

"Просите мира Иерусалиму!" 2005 год






Приветствие В.И. Якунина и М.Ю. Байдакова участникам форума

Приветствие В. И. Якунина участникам XVI конференции «Наука. Философия. Религия»

Программа конференции «НАУКА. ФИЛОСОФИЯ. РЕЛИГИЯ»







7-24 августа прошла седьмая трудническая экспедиция на остров Анзер

13 июля 2011 года, Торжественный прием в честь лауреатов международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность» и почетных членов Фонда Андрея Первозванного.

22 мая 2011года, Суворовские дни в Италии






Житие и Хождение Даниила, Игумена Русской Земли

М.И.Якушев: В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия выиграла битву за святые места Палестины.

Н.В.Масленникова. Концепция богоизбранности художника в лирике А.С.Пушкина.





Кубынин Сергей Михайлович

Капитан I ранга, Оперативный дежурный МЧС Южного округа г.Москвы



Архимандрит Ефрем

Игумен Ватопедского монастыря на Святой горе Афон



Гостюхин Владимир Васильевич

Артист (Белоруссия).
За выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, миссионерсую и просветительскую деятельность на благо Отечества.
Награждение 1994.



Наздратенко Евгений Иванович

Член Совета Федерации (с 23 января 1996 г.). Губернатор Приморского края. Заместитель Секретаря Совета безопасности РФ. Бывший председатель Госкомрыболовства.
За политико-экономические, крупномасштабные, хозяйственные благотворные деяния на благо России. Награждение 1994.




Индер Кумар Гуджрал

Экс-премьер министр Индии.
Награжден Международной премией Андрея Первозванного в 2002 году за выдающийся вклад в развитие диалога цивилизаций.




Андреас Потомьянос

Президент Союза греческих пассажирских судовладельцев
Награжден Международной премией Андрея Первозванного в 2002 году за выдающийся вклад в развитие диалога цивилизаций.











© Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного

Все права на материалы, находящиеся на сайте www.fap.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании метериалов сайта, ссылка на www.fap.ru обязательна.

     e-mail: fap@fap.ru

О фонде
Житие Апостола Андрея
Комитет по международной премии

Миссионерский отдел
Форум
Архив