Апостол Андрей Первозванный

Партнеры фонда

Издательство Сибирская благозвонница

О фонде
Хроника
Пресс-центр
Проекты
Комитет по международной премии
Миссионерский отдел
Житие апостола Андрея
Фоторепортажи
Форум
Архив




29 мая (16 мая ст.ст.) - Вознесение Господне. Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца


Ангельскому житию поревновав, преподобне,
вся земная оставив, ко Христу притекл еси
и, Того заповедьми ограждся,
явился еси столп непоколебим от вражиих нападаний.
Тем зовем ти:
радуйся, Ефреме, светило пресветлое








Поздравление председателю попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства», вице-президенту ФАП и ЦНС Н.В. Якуниной с Днем рождения


В Москве возрождается день «Белого цветка»


В рамках «программы-200» в Москве согласована документация на 61 участок под строительство модульных храмов


На московском подворье Православной Церкви в Америке молитвенно почтили память жертв теракта 11 сентября 2001 года


Митрополит Волоколамский Иларион рассказал журналистам о перспективах созыва Всеправославного Собора






Российская газета

РИА «Новости»



Гудок: общероссийская транспортная газета

Православное общество (братство). - http://www.radonezh.ru

Религия и СМИ

Правая.ру

АиФ

Церковный вестник. Официальное издание Русской Православной Церкви

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Нижегородская епархия

Русское афонское общество

Фонд Серафима Саровского












Статьи


100 лет Севастопольской панораме - величественной панораме духа.

Патриотизм и бесстрашие русского солдата, оборонявшего Севастополь, ярко запечатлел художник Франц Рубо, автор знаменитой Севастопольской панорамы, которой в 2005 году исполнилось ровно 100 лет. 16 октября 2005 года исполнится 51 год со дня второго рождения панорамы - центрального объекта Музея героической обороны и освобождения Севастополя.



В мире насчитывается около 40 панорам - живописных полотен, которые вместе с предметным планом имеют законченную цилиндрическую форму. Самые известные находятся в ФРГ, Швейцарии, Канаде, России и, конечно же, уникальное творение Рубо, его Севастопольская панорама, вот уже век привлекающая всеобщее внимание. Только с 1954 г. (по 2000 год), когда пострадавшая в годы Великой Отечественной войны панорама, была восстановлена, ее посетило почти 40 миллионов человек.


Краса и гордость Севастополя

Открытие панорамы было приурочено к 50-летию первой обороны Севастополя в Крымскую войну (1853-1856). 14 мая 1904 года газета «Севастопольский вестник» писала: «Вчера в 12 часов дня состоялось торжественное освящение панорамы Севастопольской обороны... Панорама была освящена отцом Михаилом в присутствии большого числа высших флотских военных и государственных чинов. Присутствовали: главный командир Черноморского флота и портов Черного моря вице-адмирал Чухнин, генерал от инфантерии Пивоваров, старший флагман вице-адмирал Кригер, вице-адмирал Дефабр, городской голова Максимов и многие, многие другие...»

Панорама рассказывает об одном эпизоде осады Севастополя — штурме англичанами и французами Малахова кургана и укреплений Корабельной стороны 6 июня 1855 года. Как свидетельствуют исторические источники, эта яростная атака была успешно отражена русскими солдатами, обороняющиеся продемонстрировали бесстрашие и патриотизм высшей пробы.

Три панорамы Франца Рубо

Знаменитый художник Франц Рубо родился в 1856 году в Одессе в семье французского коммерсанта. Профессор Петербургской академии художеств. Жил в Германии, России. Россию художник полюбил всей душой, что по большому счету и сказалось на его творчестве. Именно России он посвятил свои основные работы — более 200 полотен и три панорамы. Первая — «Штурм аула Ахульга» была посвящена взятию резиденции Шамиля во время Кавказской войны. Второй была панорама обороны Севастополя, о которой мы сегодня рассказываем, а третьей, лебединой песней художника явилась панорама Бородинской битвы в Москве.

17 августа 1901 года Франц Рубо получил заказ на изготовление проекта панорамы. Он выехал в Севастополь, сделал массу эскизов на месте боев. Художник привык все делать предельно достоверно. Проект панорамы размером 11,5 м на 0,8 м в январе 1902 года был выставлен на обозрение в Зимнем дворце и получил единодушное одобрение специальной комиссии. Вскоре с Рубо был заключен договор на изготовление картины для панорамы «лучшего качества». Художник отправился в свою мастерскую в Мюнхен, где два года напряженно трудился. Рубо помогали немецкие художники Л.Шенхен, Ш.Мерт и К.Фрош и 20 лучших студентов Баварской академии художеств.

Летом 1904 года на холст был нанесен последний мазок. Размеры полотна до сих пор поражают воображение: 115 метров длиной и 14 высотой. Работали все художники одновременно на холсте, натянутом на гигантскую раму. 25 июля громадный рулон поездом был доставлен в Севастополь вместе с предметным планом. В сентябре Рубо с помощниками приступил к навешиванию полотна и монтажу предметного плана (около 1000 квадратных метров площади) в специально построенном здании (архитектор В.Фельдман, инженер О.Энберг). В мае 1905 года панораму обороны Севастополя увидели первые посетители.

Смерть и воскрешение панорамы

Панорама сразу стала исключительно популярной. Посещаемость из года в год росла. Если, скажем, в 1924 году в ней побывала 51 тысяча человек, то в 1932 — 183 тысячи, а в предвоенные годы доходило до 300 тысяч в год. Но грянула война, уготовившая панораме тяжелейшие испытания. Долгое время обстрелы и бомбежки обходили здание панорамы стороной. Но 25 июня 1942 г. фашисты сбросили на него несколько бомб.

Здание загорелось. Матросы, солдаты, мирные жители буквально голыми руками тушили огонь, разбирали завалы. Уникальное здание было наполовину разрушено. Предметный план — уничтожен практически полностью. Безвозвратно была утрачена треть полотна - более 500 квадратных метров. Оставшееся - резали на куски, и уносили подальше от огня.

27 июня 86 оставшихся «в живых» фрагментов великого творения Рубо были погружены на лидер «Ташкент» и отправлены на Малую землю, в Новороссийск. Оттуда изувеченное полотно было отвезено в Кустанай, а в 1944 г. доставлено в Москву. На фрагментах было насчитано более 6000 повреждений. Казалось, все - панорама безвозвратно пропала. Но, к счастью, иного мнения были военные художники из студии им. М.Б.Грекова. Без малого 10 лет потребовалось грековцам, чтобы опираясь на эскизы, фотографии и словесное описание полотна, реставрировать его фактически идеально. Возглавляли эту грандиозную работу академики живописи. Вначале - В.Яковлев, затем - П.Соколов-Скаля.

16 октября 1954 года состоялось второе рождение панорамы, приуроченное к 100-летию начала первой обороны Севастополя. Такой мы видим ее и сегодня - спустя 51 год...

А что сегодня?

Сегодня в штатном расписании панорамы - более двухсот человек. Это хлопотнейшее хозяйство образцово ведут по-настоящему увлеченные люди во главе с директором Музея героической обороны и освобождения Севастополя Юрием Мазеповым. А работы - только успевай поворачиваться. Главная задача, несомненно, - сохранить живописное полотно и предметный план. Мало того, что все это необходимо чуть ли не ежегодно реставрировать (этим занимаются бригады киевских художников), нужно добиться оптимальной (+18 градусов) круглосуточной температуры в просмотровом зале. И вот тут-то приходится изощряться.

Летом воздух над куполом надо охлаждать. Современных автоматических кондиционеров на панораме нет, используются старые-престарые холодильные установки, расположенные под зданием. С большим трудом удается поддерживать эти самые 18 градусов.

Зимой - еще хуже. Отопление - это вообще вчерашний день: 2 котла (наверное, это громко сказано) на... угле. В этих условиях кочегар должен быть ювелиром в своем деле, чтобы не перегреть или, напротив, не остудить помещение. Можно было бы, конечно, подключиться к городской котельной, но мешает явное несовпадение температурных режимов.

Вместе с заместителем директора Михаилом Шелегедой поднимаемся на крышу, к самой ротонде. Отсюда Севастополь - как на ладони: все-таки 25 метров над землей. Неподалеку на одном уровне с нами «Чертово колесо». Обращаем внимание на недавно остекленную крышу. Оказывается, эти 640 квадратных метров стекла профессионально и быстро уложили работники одного из крымских тепличных комбинатов... С высоты прекрасно просматривается площадка перед зданием: она забита народом — экскурсанты все прибывают. К слову, 6 гривен за входной билет ради неповторимого зрелища не кажутся запредельной ценой. Летом до 2000 экскурсантов в день - дело обычное.

Перспективы есть. И прекрасные!

Итак, дорогой читатель, мы знакомы с историей Севастопольской панорамы-музея, с ее сегодняшними буднями. Самое время задаться вопросом: а есть ли у нее будущее? В каком качестве встречает она свой вековой юбилей? Разглядеть перспективу мы пытаемся в кабинете заместителя директора по научной работе Светланы Костюченко. Светлана Викторовна трудится здесь с 19 лет. Кому как не ей знать все тонкости и нюансы панорамной жизни.

- В ноябре прошлого года, - рассказывает она, - я была на II международном конгрессе панорам. Он проходил в швейцарском городе Люцерн, и я лишний раз убедилась, насколько почитаема и уважаема в мире Севастопольская панорама. Повсеместно перенимают наш опыт в плане сохранения экспозиции, сбора новых данных, исследовательской, издательской работы. Это вселяет в нас определенный оптимизм, поскольку крепнущие и расширяющиеся международные контакты нас обогащают. Радует нас и то, что из года в год увеличивается число туристических маршрутов, все больше и больше людей желают побывать у нас в Музее героической обороны и освобождения Севастополя и в первую очередь на центральном объекте — в панораме. Все это, без сомнения, радует...

К сказанному Светланой Костюченко необходимо добавить, что залогом процветания панорамы была и остается безукоризненная, высокопрофессиональная работа экскурсоводов. Дело в том, что экскурсоводов здесь готовят на собственной базе с использованием современных, передовых методик. Кстати, методические разработки севастопольцев - нарасхват на всей территории бывшего СССР.

- У нас много планов, - продолжает Светлана Костюченко. - В частности, мечтаем создать музей Франца Рубо. Уверяю вас, это был бы интереснейший музей: мы уже сейчас располагаем бесценными экспонатами. И вообще должна отметить, что музейное дело на Украине медленно, но верно возрождается, выходит на качественно новый уровень. Я считаю, что любой музей - и наш не исключение - это прежде всего культурно-просветительское заведение, и это направление необходимо всячески развивать...

Источник: «Крымская правда» crimaniak.ihome.ru










   






Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС в 2013 году

Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС

Видеоролик анонсирующий Второй Форум Всероссийской программы «Святость материнства»

Видеосюжет информационной программы "Пульс" ТК "Переславль"

Видеосюжет ФАП о принесении Пояса Богородицы в Россию






















Программа "Просите мира Иерусалиму". 2011 год

Программа "Просите мира Иерусалиму". 2010 год

Конференция «Наука. Философия. Религия.»

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России. Май- июнь 2008 года

"Просите мира Иерусалиму!" 2008 год

Программа "Восстановление памятника россиянам в Галлиполи (Гелиболу)"

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России

Принесение мощей апостола и евангелиста Луки

"Просите мира Иерусалиму!" 2007 год

Возрождение Марфо-Мариинской обители. К 100-летию со дня основания

Принесение десницы Иоанна Крестителя

Год Ф.М.Достоевского

"Просите мира Иерусалиму!" 2006 год

85-летие исхода Белой армии из России

150-летие завершения героической обороны Севастополя

625-летие победы на Куликовом поле

Принесение мощей святых прпмч. Вел. кн. Елизаветы и Варвары

Распятое Косово

"Просите мира Иерусалиму!" 2005 год






Приветствие В.И. Якунина и М.Ю. Байдакова участникам форума

Приветствие В. И. Якунина участникам XVI конференции «Наука. Философия. Религия»

Программа конференции «НАУКА. ФИЛОСОФИЯ. РЕЛИГИЯ»







7-24 августа прошла седьмая трудническая экспедиция на остров Анзер

13 июля 2011 года, Торжественный прием в честь лауреатов международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность» и почетных членов Фонда Андрея Первозванного.

22 мая 2011года, Суворовские дни в Италии






Житие и Хождение Даниила, Игумена Русской Земли

М.И.Якушев: В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия выиграла битву за святые места Палестины.

Н.В.Масленникова. Концепция богоизбранности художника в лирике А.С.Пушкина.





Кубынин Сергей Михайлович

Капитан I ранга, Оперативный дежурный МЧС Южного округа г.Москвы



Быстрицкая Элина Авраамовна

Народная артистка СССР (1978 г.) Академик Российской Академии Искусств



Чазов Евгений Иванович

Врач-кардиолог, Академик Российской академии наук и Российской академии медицинских наук, доктор медицинских наук, выдающийся ученый, организатор здравоохранения и общественный деятель, Генеральный директор Российского кардиологического научно-производственного комплекса МЗ РФ.




Белюкин Дмитрий Анатольевич

Народный художник России. Награжден за за развитие отечественной школы живописи, активную выставочную, патриотическую просветительскую деятельность и создание исторической панорамы России в живописных произведениях и иллюстрациях к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Награждение 2009 года.




Николас Оппенгеймер

Председатель Правления компании «De Beers».
Награжден Международной премией Андрея Первозванного в 2002 году за выдающийся вклад в развитие диалога цивилизаций.




Блаженнейший Ириней

Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины, Сирии, Заиорданья, Каны Галилейской и Святого Сиона.
Награждение 2004 года.










© Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного

Все права на материалы, находящиеся на сайте www.fap.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании метериалов сайта, ссылка на www.fap.ru обязательна.

     e-mail: fap@fap.ru

О фонде
Житие Апостола Андрея
Комитет по международной премии

Миссионерский отдел
Форум
Архив