Впервые гавань была исследована осенью 1773 г., когда сюда прибыла первая описная партия под командованием штурмана прапорщичьего ранга Ивана Батурина (корабль «Модон»). Он сообщил командованию, что нашел в Акермане (Инкермане) развалины древнего города, хорошо сохранившиеся крепостные стены и башни, а в горе - много пещер. Вокруг бухт было пустынно. Только на северной стороне, верстах в трех от Инкермана, в небольшой балке (ныне Сухарная балка - прим.адм.сайта), Батурин обнаружил татарскую деревушку Ахтиар, точнее Ак-яр (Белый овраг), из девяти дворов (поэтому бухту назвали «Ахтиарской»). Составленная им первая топографическая карта севастопольских бухт сохранилась до настоящего времени в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
 |
План укреплений Севастополя, составленный А.В.Суворовым. |
Одним из первых оценил великолепные качества этой гавани для базирования ЧФ и строительства города-крепости А.В.Суворов, командовавший в тот период русскими войсками в Крыму и на Кубани. По его указанию здесь были построены первые укрепления. В июне 1778 г. он сообщал главнокомандующему русской армией П.А.Румянцеву: «Сего месяца на 15-е число по 3 батальона дружественно расположились с обеих сторон гавани с приличною артиллериею и конницею и при резервах вступили в работу набережных ее укреплениев».
Укрепления возводились там, где ныне находится Константиновский равелин, и, напротив, на полуострове между бухтами, впоследствии названными Александровской и Мартыновой. За эти укрепления Суворов получил в награду от Екатерины II золотую табакерку, украшенную бриллиантами.
Турецкая эскадра, находившаяся в Ахтиарской гавани, увидев возведенные Суворовым батареи, поспешила уйти в море. Охрану гавани Суворов усилил двумя батальонами мушкетеров. Казачьи дозоры во избежание турецкого десанта наблюдали за побережьем до Балаклавы. На зимние квартиры в Ахтиарской и Балаклавской гаванях, а также в Инкермане и при устье р.Бельбек был размещен пехотный полк.
 |
Неизвестный художник XVIII века. Командующий Крымским корпусом генерал-поручик А.В.Суворов. |
Суворов глубоко сознавал огромное значение удержания за Россией Крыма и, в частности, Ахтиарской гавани. В одном из документов тех лет говорилось о ней: «Подобной гавани не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли».
В 1782 г. в Ахтиарскую бухту заходили суда крымской эскадры (13 судов с личным составом 1058 человек), которой командовал капитан бригадирского ранга Т.Г.Козлянинов. Это был первый командующий действующей эскадрой русского флота на Черном море.
В ноябре сюда прибыли на первую зимовку 2 русских корабля: фрегаты «Храбрый», «Осторожный». Командовали ими капитан-лейтенанты Иван Щербачев и Степан Юрасов. Возглавил отряд капитан 1 ранга И.М.Одинцов. Без дела моряки не сидели, построив на северном берегу бухты казарму. А главное - промерили бухты от берега до берега, подробнее описать побережье с его многочисленными холмами и бухточками, наметив места стоянок больших и малых кораблей, строительства казарм, домов для офицеров, складов и мастерских. В марте 1783 г. Одинцов представил в Херсон подробную карту бухт.
Еще до официального включения Крыма в состав России русское правительство 11 января 1783 года назначило «для командирования заводимым флотом на Черном и Азовском морях» одного из героев Чесменского сражения вице-адмирала Ф.А.Клокачева. В правительственном предписании ему предлагалось обследовать Ахтиарскую (ныне Севастопольскую) гавань и при установлении ее пригодности для базирования флота перевести туда часть Азовской и Днепровской флотилий, назвав новый флот Черноморским.
2 мая 1783 г. вице-адмирал Клокачев, получив сведения о высоких качествах гавани, привел в Ахтиарскую гавань из Керчи 11 кораблей Азовской флотилии. Клокачев нашел место зимовки фрегатов Одинцова неудобным для якорной стоянки эскадры, т.к. большой залив не защищен от западных ветров, и поэтому поместил ее в Южной бухте, где и началось первое строительство. Вместе с кораблями, выделенными из Днепровской флотилии (вошла в бухту 7 мая), в первой севастопольской эскадре было 17 судов.
Вход эскадры Клокачёва в Ахтиарскую бухту в мае 1783 г
В честь основания Черноморского флота в Петербурге отчеканили настольную памятную медаль «Слава России». 6 мая 1783 г. Клокачев восторженно писал в донесении морскому министру графу Чернышеву в столицу: «При самом входе в Ахтиарскую гавань я дивился хорошему ея с моря положению; а, вошедши и осмотревши, могу сказать, что во всей Европе нет подобной сей гавани - положением, величиною и глубиною. Можно в ней иметь флот до 100 линейных судов, положение же берегового места хорошее и надежное к здоровью; словом сказать, лучшее нельзя найти к содержанию флота место... Ежели благоугодно будет иметь ея Императорскому Величеству в здешней гавани флот, то на подобном основании надобно здесь будет завести порт, как в Кронштадте».
8 мая 1783 г. Клокачев уехал в Херсон (там он умер осенью от чумы на 51-м году жизни), передав командование эскадрой контр-адмиралу Ф.Ф.Мекензи. 13 июля вице-адмирал Ф.А.Клокачев представил в адмиралтейств-коллегию Петербурга карту Ахтиарской гавани, которая закрепила названия бухт и служила руководством для всех последующих работ в новом порту.
Главную бухту назвали «Северной (Большой)», вторую большую –«Южной» (отводилась под торговый порт), следующую – «Корабельной» (крупные корабли подходили к берегу почти вплотную). Бухта, где в первое время хранились порох и ядра, стала «Артиллерийской». Подальше от города – «Карантинная» (морской карантин). Название «Килен-бухта» пошло потому, что в первое время у ее отлогого берега килевались суда.
 |
Светлейший князь Г.А. Потемкин. |
Общее руководство всеми действиями русского правительства на юге, в Севастополе в частности, осуществлял Г.А.Потемкин, который часто посещал Крым и Севастополь, приезжал на место строительства.
 |
Адмирал Д.Н.Сенявин. |
В послереволюционный период, и особенно в 40-50-е годы, историки, очевидно, в угоду идеологическому заказу стали доказывать, что основал город флаг-капитан (начальник штаба) эскадры лейтенант Д.Н.Сенявин - один из первых руководителей строительства нового порта, адмиралтейства и города. Он оставил подробные записки о том, «откуда пошел Севастополь»: «Командиры судов принялись за дело. Сперва каждый назначил себе место, куда поставить свое судно на зимовку, там и начал делать пристань и строить прежде всего баню. Потом стали строить для себя небольшие домики и казармы для людей; все эти строения делались из плетня, обмазывались глиной, белили известью, крыли камышом на манер малороссийских хат».
3 июня 1783 г. были заложены первые четыре каменных здания нового города. Здания эти были «приведены к концу весьма скоро». Часовню осветили 17 августа, кузница заработала через 3 недели, пристань сделали с небольшим в месяц, а в адмиралтейском доме состоялся бал на новоселии 12 ноября. Заботами Ф.Ф.Мекензи город быстро разрастался. Принявший от Клокачева эскадру контр-адмирал Мекензи 2 июля доносил в Петербург: «ныне мы упражняемся в Ахтиарской гавани - делаем казармы, магазины (склады), также завел уже маленькое адмиралтейство... Выбрал из своих команд всякого рода мастеровых».
В «Военной энциклопедии» за 1914 год написано: «Мекензи Ф.Ф. - основатель города Севастополя: он был, в сущности, первым главным командиром эскадры и Севастопольского порта. Потомкам память о его трудах осталась в названии «Мекензиевы горы»». Осенью 1783 г. в Ахтиарской гавани находилось 20 судов с 500 орудиями и 2600 моряков. Здесь уже были проделаны значительные строительные работы. Началось производство извести, кирпича, черепицы. Вокруг бухт выросли десятки домиков и бараков. Сюда стали прибывать офицерские и матросские семьи (служили 20-25 лет). Увеличилось число «работных людей». На своих подводах приезжали работать на стройках балаклавцы (первая улица - Балаклавская). Царское правительство почти не оказывало помощи строительству (из Таганрога иногда доставлялись крайне дефицитные инструменты и металлические изделия). Однако весной 1784 г. город уже довольно образовался.
В указе Екатерины II («Именный указ, данный Екатеринославскому и Таврическому генерал-губернатору князю Потемкину об устройстве новых укреплений по границам Екатеринославской губернии»), изданном 10 февраля 1784 г., новый порт и поселение были названы Севастополем - «величественным городом», «достойным поклонения».
Ксения Горбунова, студентка Севастопольского филиала Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета Профсоюзов.
vashsevdom.narod.ru
Справка.
Вице-адмирал Клокачев Федот Алексеевич (1732- 1783), русский, (1782). Окончил Академию морской гвардии (1751). В 1747-53 плавал на кораблях Балтийского флота, в 1755-76 командир пакетбота, затем фрегата, линейного корабля. Участвовал в Семилетней 1756-63 и русско-турецкой 1768-74 войнах. Командуя линейным кораблем "Европа", отличился в Чесменском сражении 1770. В 1772 командовал практически эскадрой Балтийского флота, с 1774 - командир эскадры Балтийского флота. В 1776-80 - командовал Азовской флотилией и азовскими портами. С января 1783 первый главный командир флота и портов Черного и Азовского морей. В мае 1783 перевел в Ахтиарскую бухту корабли и суда Азовского флота, где был основан Севастополь и положено начало созданию Черноморского флота. Организовал строительство боевых кораблей в Херсоне.
Адмирал Сенявин Дмитрий Николаевич (1763- 1831), русский флотоводец, (1826). Окончил Морской кадетский корпус (1780). С 1783 на Черноморском флоте. Во время русско-турецкой войны 1787-91 отличился в сражении у мыса Калиакра. В Средиземноморском походе Ф. Ф. Ушакова 1798-1800 командовал линейным кораблем, отрядом кораблей, а при штурме о. Корфу - флагманским кораблем. Возглавлял Адриатическую экспедицию русского флота 1806-07. Во время 2-й Архипелагской экспедиции (см. Архипелагские экспедиции русского флота) осуществил блокаду Дарданелл и разгромил турецкий флот в Дарданелльском и Афонском (1807) сражениях. С 1825 командовал Балтийским флотом. Способствовал утверждению маневренной тактики парусного флота. Успешно применял действия тактическими группами, создание превосходства в артиллерии на решающих направлениях, уничтожение противника по частям. Большое значение придавал боевой подготовке экипажей кораблей, управлению парусами и меткой стрельбе из пушек. Гуманно относился к матросам и пользовался у них уважением. Именем Сенявина названа группа островов в архипелаге Каролинские острова, мысы в Бристольском заливе Берингова моря и на Юго-Востоке о. Сахалин, полуостров и мыс на Камчатке, ряд кораблей русского и советского флота.
 |
|
Праведный воин Федор (Ушаков), адмирал.
УШАКОВ Федор Федорович (1744 или 1745 - 1817), выдающийся русский флотоводец, адмирал (1799). Окончил Морской кадетский корпус (1766). Служил на Балтийском флоте, с 1769 - в Донской (Азовской) флотилии, участвовал в русско-турецкой войне 1768-74. В 1775-82 командир фрегата, линейного корабля. В ходе русско-турецкой войны 1787-91 в сражении (1788) у о. Фидониси (ныне Змеиный) командовал авангардом русской эскадры. С 1790 – командующий Черноморским флотом. Одержал крупные победы над турецким флотом в Керченском сражении (1790), у о. Тендра (1790) и мыса Калиакрия (1791). Во время Средиземноморского похода 1798-1800 штурмом овладел крепостью Корфу (1799). Проявил себя как искусный политик и дипломат при создании греческой Республики Семи Островов. Умело организовал взаимодействие армии и флота при овладении Ионическими островами, освобождении от французов Италии. Ушаков - основоположник маневренной тактики парусного флота, сторонник Суворовских принципов обучения и воспитания военных моряков. В 1944 в СССР учреждены военный орден Ушакова двух степеней и медаль Ушакова. Его именем назв. бухта в Беринговом море и мыс в Охотском море. Имя Ушакова носил броненосец береговой обороны русского флота, в настасноящее время носит один из крейсеров ВМФ.
Адмирал Федор Ушаков причислен к лику святых Русской Православной церкви в 2004 году в лике праведного воина.
Военно-Морской словарь. М., Военное издание, 1990.