Апостол Андрей Первозванный

Партнеры фонда

Издательство Сибирская благозвонница

О фонде
Хроника
Пресс-центр
Проекты
Комитет по международной премии
Миссионерский отдел
Житие апостола Андрея
Фоторепортажи
Форум
Архив




29 мая (16 мая ст.ст.) - Вознесение Господне. Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца


Ангельскому житию поревновав, преподобне,
вся земная оставив, ко Христу притекл еси
и, Того заповедьми ограждся,
явился еси столп непоколебим от вражиих нападаний.
Тем зовем ти:
радуйся, Ефреме, светило пресветлое








Поздравление председателю попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства», вице-президенту ФАП и ЦНС Н.В. Якуниной с Днем рождения


В Москве возрождается день «Белого цветка»


В рамках «программы-200» в Москве согласована документация на 61 участок под строительство модульных храмов


На московском подворье Православной Церкви в Америке молитвенно почтили память жертв теракта 11 сентября 2001 года


Митрополит Волоколамский Иларион рассказал журналистам о перспективах созыва Всеправославного Собора






Российская газета

РИА «Новости»



Гудок: общероссийская транспортная газета

Православное общество (братство). - http://www.radonezh.ru

Религия и СМИ

Правая.ру

АиФ

Церковный вестник. Официальное издание Русской Православной Церкви

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Нижегородская епархия

Русское афонское общество

Фонд Серафима Саровского












Статьи


"Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского".

«Когда уснул вечным сном великий князь земли Русской Дмитрий Иванович, воздух возмутился, земля сотрясалась и люди пришли в смятение. Как мне назвать день тот — день большого горя и скорби, слез и воздыханий, страданий и печали многих. Народ говорил: «О горе нам, братья! Царь над царями умер, господин над владыками! Солнце затмевается, луна облаком закрывается, звезда, сияющая всему миру, к западу склоняется».



«Слово» — торжественная речь, прославляющая доблесть, мужество, государственный ум и честную жизнь Дмитрия Ивановича Донского, геpoя Куликовской битвы. Великий князь Московский, по мнению автора «Слова о житии...», является идеальным царем всей Русской земли. Необычна жанровая форма памятника, на что указывает и заглавие: «Слово о житии». Здесь произошло объединение традиционных жанров средневековой литературы: жития, воинской повести, торжественного «слова», поучения и плача, надгробной речи похвалы. Но ведущее положение несомненно занимают ораторские формы. В «Слове» последовательно одна за другой произносятся речи: монолог Мамая, угрожающего Руси, молитва-мольба Дмитрия к Богородице о заступничестве, воинский клич — призыв Дмитрия к бою, предсмертное завещание-наставление Дмитрия княгине, сыновьям, боярам, плач Евдокии над телом мужа и, наконец, риторически украшенный авторский панегирик в честь Дмитрия Ивановича. Славословие автора обрамляет и пронизывает все «Слово о житии...».


Автор неизвестен, по в научной литературе существует гипотеза, согласно которой автором назван Епифаний Премудрый — талантливый писатель конца XIV — начала XV в. (Соловьев Л.В. Епифаний Премудрый как автор «Слова о житии».— ТОДРЛ Т. XVII. М.; Л., 1961.- С. 85-106). Текст «Слова» печатается по одному из старейших списков (XV в.) — Софийской I летописи, изданному в Полном собрании русских летописей (ПСРЛ).—Т. VI.—Спб., 1853.—Прибавления.— С. 101 -111.


Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского.


Сей великий князь Дмитрий родился от благородных и пречестных родителей: великого князя Ивана Ивановича и матери великой княгини Александры. Внук же он князя великого Ивана Даниловича, собирателя Русской земли — корня святого, и Богом насажденного сада ветвь благоплодная, цветок прекрасный царя Владимира, нового Константина, крестившего землю Русскую, сородич он новым чудотворцам Борису и Глебу; воспитан в благочестии и в славе со всякими наставлениями духовными и от самых пелен Бога возлюбил.


И умножилась слава имени его, как некогда слава святого и великого князя Владимира, забурлила земля Русская в годы княжения его, как прежде земля Израиля обетованная; и страхом перед могуществом своим оградил он всю землю Русскую, от востока и до запада славилось имя его, от моря и до моря, от рек и до конца Вселенной превозносилась честь его. Цари земные, слыша о нем, дивились.


Враги же, живущие вокруг земли его, позавидовали ему, наговорили на него нечестивому Мамаю, так сказав: «Великий князь Дмитрий Московский себя именует царем Русской земли, считает, что превзошел тебя он славою, не доброе замышляет против твоего царства». Подстрекаемый лукавыми советниками, которые на словах веру христианскую соблюдают, а на самом деле поганых дела исполняют, сказал Мамай князьям своим и вельможам: «Захвачу землю Русскую и разорю церкви христианские, и веру их на свою переменю, и велю поклоняться своему Магомету, а где церкви были, тут свои храмы поставлю и баскаков посажу по всем городам русским, а князей русских перебью». Как прежде Агор, царь васанский, похвалялся, что пленит кивот Завета Господня, бывшего в Сионе, так, похвалившись, сам и погиб раньше. И послал безбожный Мамай войной на Русь поначалу воеводу своего окаянного Бегича с большим войском и со многими князьями ордынскими.


Прослышав об этом, великий князь Дмитрий Иванович пошел навстречу ему со многими силами земли Русской. И бились с погаными в Рязанской земле, на реке на Воже. Помог Бог и святая Богородица великому князю Дмитрию Ивановичу, а поганые агаряне посрамлены были: они перебиты были, другие бежали. Великий же князь Дмитрий Иванович возвратился с великою победою. Так защищал он отчину свою, Русскую землю, от вражеского на шествия поганых.


Бесстыдный же Мамай покрыл себя позором, вместо похвалы бесчестие заслужил; и тогда пошел сам на Русскую землю, выхвалясь против великого князя Дмитрия Ивановича, затаив в сердце своем злое замышление. Услышав же об этом, князь великий Дмитрий Иванович воззвал из глубины сердца своего к Богу и Пречистой Его Матери и сказал: «О Пресвятая Госпожа-Дева, Богородица, владычица, заступница и помощница миру! Моли сына своего за меня, грешного, да удостоюсь голову и жизнь свою положить во имя Сына твоего и твое, ведь не имею другой помощницы, кроме тебя, Госпожа! Пусть не радуются враждующие против меня неправедно, пусть не скажут поганые: «Где же Бог их, на которого они уповали?» Пусть посрамлены будут все, творящие зло рабам твоим! II я раб твои и сын рабыни твоей, так испроси мне, Госпожа, силу и помощь от святой обители Сына твоего и Бога моего на злого моего супостата и нечестивого врага. Воздвигни мне, Госпожа, столп крепости перед лицом врага, возвеличь имя христианское перед погаными агарянами и навсегда осрами их!»


И призвал он вельмож своих и всех князей земли Русской, бывших под властью его, и сказал князьям Русской земли и вельможам своим: «Должно нам, братья, сложить головы свои за православную веру христианскую, чтобы не захвачены были города наши погаными, не запустели святые божии церкви и не рассеяны мы были по лицу всей земли, чтобы не уведены были жены и дети наши в плен, чтобы не были мы мучимы погаными во все времена; так и будет, если умолит за нас Сына своего и Бога нашего пречистая Богородица».


И отвечали ему князья русские и вельможи его: «Господин наш, Русский царь! Поклялись мы жизнь свою отдать, служа тебе, и ныне ради тебя кровь свою прольем и своею кровью второе крещение примем». И восприняв доблесть Авраама, помолившись Богу и призвав в помощники великого святителя и чудотворца Петра, заступника Русской земли, пошел против поганого, как древний великий князь Ярослав Владимирович, на злочестивого Мамая, второго Святополка. И встретил его в татарских полях, на Дону реке, и сошлись полки, как сильные тучи, блеснуло оружие, как молния и дождливый день. Ратники в сече врукопашную взялись, и по долинам кровь потекла, и Дон-реки течение с кровью смешалось, и головы татарские, как камни, падали, и трупы поганых были как дубрава посеченная. Многие достоверно видели ангелов божиих, помогающих христианам. И помог Бог великому князю Дмитрию Ивановичу и сродники его, святые мученики Борис и Глеб. Окаянный же Мамай побежал от лица его, треклятый Святополк к погибели устремился, нечестивый Мамай безвестно погиб. Великий же князь Дмитрий Иванович возвратился с великою победой, как прежде Моисей Амалика победив. И была тишина в Русской земле! Так враги его посрамлены были. Другие же страны, услышав о победах над врагами, дарованных ему Богом, все перед силой его преклонилися, а раскольники и мятежники царства его все погибли.


Обычай такой был у князя Дмитрия Ивановича: как Давид, Богоотец и пророк, Сауловых детей помиловал, так и этот великий князь безвинных любил, а виновных прощал. Подобно великому Иову, словно отцом был людям, око слепым, нога хромым, опора, защита и пример известный. К свету направляя подданных, от вышнего промысла власть получив над родом человеческим, он всякое смятение мирское исправлял - высокопарящий орел, огонь, опаляющий бесчестие, баня желающим очиститься от скверны, гумно чистое, ветр, плевелы рассеивающий, одр трудившимся во имя Бога, труба для спящих, воевода мирный, венец победы, плавающим пристань, корабль богатству, оружие на врагов, меч ярости, стена нерушимая, злоумышляющим сеть, ступень непоколебимая, зеркало жизни, с Богом все творящий и за него ратующий, высокий ум, смиренные мысли, ветрам тишина, глубина разуму! Князей русских в земле своей укреплял, приказывая вельможам своим, был тих и приветлив, никого не оскорблял, по всех равно любил, молодых словом наставлял и всем вдоволь подавал, к нуждающимся руку простирал.


И еще дерзну и не постыжусь рассказать о жизни сего великого князя и царя Русского Дмитрия Ивановича, чтобы, услышав это, цари и князья научились так же поступать. С юных лет возлюбил он Бога и прилежен был в духовных делах; хотя и не искусен в книгах был еще достаточно, но духовные книги в сердце своем имел. И еще одно поведаю я из жизни его: тело свое в чистоте сберег до женитьбы, церковь свою святому духу сохранил неоскверненной. Очи свои часто опускал к земле, от которой сам произошел, душу же и ум простирал к небу, где надлежит ему пребывать. И после бракосочетания тело свое соблюдал в чистоте, к греху непричастным. [... ] С чистейшей душой хотел предстать пред Богом; поистине явился земным ангелом и небесным человеком!


Прожил он со своею княгинею Евдокией 20 лет и два года в целомудрии, имел сыновей и дочерей и воспитал их в благочестии. И вотчину свою, великое княжение держал 20 лет и 6 месяцев, а всего лет ему было от рождения 30 и 8 и 5 месяцев. Многие дела и победы в правоверной вере показал, как никто другой. Потом разболелся и мучился сильно, но скоро полегчало ему, и возрадовалась великая княгиня и сыновья его радостью великою, а также и вельможи его. Но снова впал в еще больший недуг, и стоны вошли в сердце его, так нутро его терзалось и уже приближалась к смерти душа его. В то же время родился у него сын Константин.


И призвал к себе княгиню свою, и сынов своих, и бояр своих и сказал: «Послушайте меня все. Отхожу я к Господу Богу моему. Ты же, дорогая моя княгиня, будь детям своим за отца и за мать, наставляя и укрепляя их по заповедям господним: послушными и покорными быть, и Бога бояться, и родителей своих почитать, и страх перед ними иметь в сердце своем во все дни жизни своей». Потом сказал сыновьям своим: «Вы же, сыны мои, плод чрева моего, Бога бойтесь, помните сказанное в писании: чтите родителей своих, да благо тогда будет. Мир и любовь храните меж собою. Я вручаю вас Богу и матери нашей, страх перед ней имейте всегда. Повяжите заветы мои на шею себе, вложите слова мои в сердца ваши. Если же не послушаете родителей своих, вспомните потом писание: проклятие отца дом детей его разрушит, а вздохи матери до конца искоренят. И если послушаете, долгими будут годы наши на земле, и в благоденствии пребудет душа ваша, и умножится слава дома вашего, и враги падут под ногами вашими, иноплеменники побегут от взгляда вашего, ч облегчатся невзгоды земли вашей, и умножится изобилье нив ваших. Бояр своих любите, честь им достойную воздавайте по службе их, без их совета ничего не делайте, приветливы будьте ко всем служащим вам, но во всем поступайте согласно повелениям родителей своих».


Сказал и боярам своим: «Подойдите ко мне, да скажу вам, что совершил я в жизни: знаете вы обычаи мои и прав, при вас я родился, у вас на глазах вырос и с вами царствовал, землю Русскую держал 20 лет, а от рождения мне 40 лет; и послал я с вами против многих стран, и врагам страшен был в бранях, и поганых отбросил с Божиею помощью, и недругов покорил, великое княжение свое весьма укрепил, мир и тишину земле Русской дал. Отчину свою, которую мне вручил Бог и родители мои, с вами сберег, вам почести и любовь оказывал, под вашим правлением города и великие волости держал, и детей ваших любил, никому зла не причинял, ничего силою не отнимал, не досаждал, не укорял, не разорял, не бесчинствовал, но всех любил и в чести держал; и веселился с вами, с вами и печалился; вы же не назывались у меня боярами, но были князьями земли моей. Ныне же вспомните слова мои и свои, что говорили вы мне во время свое: «Должны мы, тебе служа, и за детей твоих головы положить». Постарайтесь истинно послужить княгине моей и детям моим от всего сердца своего, в радости повеселитесь с ними, и в скорби не оставьте их; пусть скорбь ваша радостью сменится. Бог мира да будет с вами». [... ]


Когда же преставился благоверный и христолюбивый, благородный великий князь Дмитрий Иванович веся Руси, просветилось лицо его ангельским светом. Увидела его княгиня мертвого на постели лежащим и восплакала скорбным голосом, горячие слезы из глаз испуская, нутром распаляясь, била себя руками в грудь. Словно труба, на рать созывающая, и как орган, сладко вещающий: «Как же ты умер, жизнь моя драгоценная, меня одинокой вдовой оставив?! Почему я прежде тебя не умерла?! Как померк свет очей моих! Куда ушел ты, сокровище жизни моей? Почему не промолвишь ко мне?! Цветок мой прекрасный, что рано так увял? Виноград многоплодный, уже не подашь плода сердцу моему и радости душе моей. Почему, господин мой, не взглянешь на меня, почему ничего не промолвишь мне? Неужели забыл меня? Почему не посмотришь па меня и на детей своих? Почему по даешь им отпета? Па кого ты меня оставляешь! Солнце мое -рано заходишь, месяц мой прекрасный — рано меркнешь, звезда восточная, почему к западу склоняешься? Царь мой! Как встречу тебя, как послужу тебе? Где, господин, честь и слава твоя, где могущество твое? Господином всей земли Русской был ты, ныне же мертв лежишь, никем не владеешь! Многие страны усмирил и многие победы показал, ныне же смертью побежден. И померкла слава твоя, и вид лица твоего подернулся пеленою смерти! Жизнь моя, как повеселюсь с тобою! Вместо многоценной багряницы в простые сии бедные ризы облачаешься, вместо царского венца простым сим платом голову покрываешь, вместо палаты красной гроб принимаешь. Свет мой светлый, почему померк ты? Если Бог услышит молитву твою, помолись обо мне, княгине твоей; вместе жила с тобою, вместе и умру с тобою; юность не покинула нас, а старость не настигла нас. На кого оставляешь меня и детей своих?! Не много порадовалась я с тобою, вместо веселья плач и слезы пришли ко мне, а вместо утех и радости -сетование и скорбь явились ко мне. Почему я прежде тебя не умерла, — тогда не видела бы я смерти твоей и своей погибели! Неужели не слышишь, господин, печальных моих слов? Неужели не умилят тебя горькие мои слезы?! Звери земные в норы свои идут, и птицы небесные к гнездам летят, ты же, господни, от дома своего нехорошо отходишь. Кому уподоблюсь я? Лишилась я цари! Старые вдовы, утешьте меня, молодые вдовы, поплачьте со мною. Вдовья беда горше всех у людей. Как восплачу или как воскликну: «Великий мой Боже, Царь царей, будь мне заступником! Пречистая Госпожа Богородица, не оставь меня и в дни печали не забудь меня!».


И принесли благоверного великого князя Дмитрия Ивановича, всея Руси царя, в церковь святого великого архангела Михаила, где стоит гроб отца его, и деда, и прадеда, и, пропев над ним, по обычаю, надгробное пение, положили его в гроб, месяца мая в 20-й день, на память святого мученика Фалалея. И плакали над ним князья и бояре, и архиепископы, и епископы и весь народ [...].


О страшное чудо, братья, и удивления исполнено! О видение, в трепет ввергающее! Ужасом обволакивающее! Услышь, небо, и поведай земле! Как опишу или как возглашу о преставлении сего великого князя?! От горести душевной язык немеет, уста закрываются, голос замолкает, мысли путаются, взор меркнет, сила слабеет. Если же замолчу, принудит меня язык яснее прежнего говорить.


Когда уснул вечным сном великий князь земли Русской Дмитрий Иванович, воздух возмутился, земля сотрясалась и люди пришли в смятение. Как мне назвать день тот — день большого горя и скорби, слез и воздыханий, страданий и печали многих. Народ говорил: «О горе нам, братья! Царь над царями умер, господин над владыками! Солнце затмевается, луна облаком закрывается, звезда, сияющая всему миру, к западу склоняется».


И о том скажу, что побудило меня слово писать житие его [... ]. Ничего не заимствуя из повестей некоторых древних философов греческих, приведу правдивые похвалы в честь его, ибо словно в зеркале вижу его, причастного разуму божественного писания. Чья еще жизнь в мире просияла так светло и славно и чести достойно и чье имя так возвысилось в людях! Прекрасен взором и чист душою, и совершенен разумом. Об ином ведь по-другому сказания слагают: для почестей к сложению похвал дружеская любовь понуждает; великому же сему благочестия поборнику от его жизни — светлое украшение и от предков - достоинство. По словам великого Дионисия: говор воды от ветра бывает и влага земли из-за солнца исчезает. Ум - властелин чувств человеческих, а в соединении с чувством ум в сердце сад насаждает, сердце же плод ума миру языком возвещает. Так и этот великий князь Дмитрий Иванович знаменит в родах княжеских; не удостоились другие родители такое чадо родить, не достойно и такому дивному чаду у других родителей родиться! Все по воле создателя всех — Бога. Что могу добавить к славе его, ибо неизмерима она, как море полно и без текущих в него рек. Некоторым людям в начале жизни похвала бывает, другим — в середине, третьим — в старости, этот же весь в славе добродетели, все годы жизни его так прошли, сразу благочестивым родился, многих прародителей славу умножил [... ]. Не усомнюся, сказав о нем, что по всей земле прошла слава его и до конца Вселенной — величие его.


Кому уподоблю великого сего князя Дмитрия Ивановича, царя Русской земли, наследника великого княжения и объединителя христианского? Придите, любимцы, друзья церкви, для похвалы словесной — по достоинству похвалить властителя земли Русской. Ангелом ли тебя на реку? Но во плоти ты ангельски прожил. Человеком ли? Но выше человеческого естества дела совершил ты. Первозданным ли тебя нареку? Но тот, приняв заповедь Создателя, нарушил се; ты же обеты святого крещения в чистоте сохранил. Сифом ли тебя назову? Но того из-за мудрости его люди богом нарицали; ты же, чистоту соблюдая, был рабом Божиим и, Божиим престолом обладая, господином земли Русской явился. Еноху ли тебя уподоблю? Но тот переселен былнпа землю неведомую, твою же душу ангелы на небеса вознесли со славой. Ноем ли тебя назову? Но тот спасен был в ковчеге от потопа, ты же сберег сердце свое от помысла греховного, как в чертоге, в чистом теле. Квером ли тебя нареку, не приобщившимся к столпотворению безумствующих люден? Ты же столп бесчестия разрушил в Русской земле и не примкнул к неразумным странам на погибель христианам. Авраамом ли тебя нареку? Но ты хотя верою ему уподобился, но в жизни своей превзошел оного. Восхвалю ли тебя, как Исаака, отцом обреченного на жертву Богу? Но ты сам душу свою чистую и непорочную Богу в жертву принес. Израилем ли тебя провозглашу? Но тот с Богом в исступлении боролся и духовную лестницу увидел; а ты во имя Бога с иноплеменниками боролся, с нечестивыми агарянами и с поганою литвой за святые церкви, христианскую утверждая веру, как ту духовную лестницу. Иосифом ли тебя представлю, целомудренным плодом духовным, обладавшим Египтом? Ты же в целомудрии ум свой держал и властителем всей земли Русской явился. Моисеем ли тебя назову? Но тот князем был одного еврейского народа, ты же многие пароды в княжестве своем имел, почестью благодарности имя твое во многих странах просияло.


Восхваляет земля Римская Петра и Павла, Азиатская - Иоанна Богослова, Индийская - апостола Фому, Иерусалимская - брата господня Иакова, и Андрея Первозванного - все Поморье, царя Константина -Греческая земля. Владимира - Киевская с окрестными городами, тебя же, великий князь Дмитрий, - вся Русская земля.


Я же, недостойный, не смог твоему преславному господству по достоинству хвалу сложить из-за грубости моего неразумии. Молись же, о святой, о роде своем и за всех людей в пределах царства твоего, ибо там ты предстоишь, где пастбища духовных овец и вечное насыщение. Какое же насыщение в той радости? Красота рая - пажити, лицезрение Божие; там песнь поют ангельские хоры, там содружество великое бывает с вышними силами, там светлые почести воздаются освободившимся от тяжкого насилия, там премудрые лица пророков, там гул апостольский, там бесчисленных мучеников воинства, там исповедники награду свою усердно приемлют, там правоверные мужи крепостью разума устремления суетного сего света подавили, там святые жены добрым нравом своим над мужским полом возобладали, там отроки, которые здесь чистоту сохранили, с ангелами ликуют, там и старцы, которых старость, маломощными сделала, но сила добрых дел не погубила. Да, с теми святыми подобает нам жить и их радостями наслаждаться, благодатью и человеколюбием единородного Сына Твоего. С ним же благословен Ты, с пресвятым и благим и животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского. // Красноречие Древней Руси (ХI -ХVII). М., 1987, с.144 – 152.









   






Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС в 2013 году

Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС

Видеоролик анонсирующий Второй Форум Всероссийской программы «Святость материнства»

Видеосюжет информационной программы "Пульс" ТК "Переславль"

Видеосюжет ФАП о принесении Пояса Богородицы в Россию






















Программа "Просите мира Иерусалиму". 2011 год

Программа "Просите мира Иерусалиму". 2010 год

Конференция «Наука. Философия. Религия.»

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России. Май- июнь 2008 года

"Просите мира Иерусалиму!" 2008 год

Программа "Восстановление памятника россиянам в Галлиполи (Гелиболу)"

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России

Принесение мощей апостола и евангелиста Луки

"Просите мира Иерусалиму!" 2007 год

Возрождение Марфо-Мариинской обители. К 100-летию со дня основания

Принесение десницы Иоанна Крестителя

Год Ф.М.Достоевского

"Просите мира Иерусалиму!" 2006 год

85-летие исхода Белой армии из России

150-летие завершения героической обороны Севастополя

625-летие победы на Куликовом поле

Принесение мощей святых прпмч. Вел. кн. Елизаветы и Варвары

Распятое Косово

"Просите мира Иерусалиму!" 2005 год






Приветствие В.И. Якунина и М.Ю. Байдакова участникам форума

Приветствие В. И. Якунина участникам XVI конференции «Наука. Философия. Религия»

Программа конференции «НАУКА. ФИЛОСОФИЯ. РЕЛИГИЯ»







7-24 августа прошла седьмая трудническая экспедиция на остров Анзер

13 июля 2011 года, Торжественный прием в честь лауреатов международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность» и почетных членов Фонда Андрея Первозванного.

22 мая 2011года, Суворовские дни в Италии






Житие и Хождение Даниила, Игумена Русской Земли

М.И.Якушев: В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия выиграла битву за святые места Палестины.

Н.В.Масленникова. Концепция богоизбранности художника в лирике А.С.Пушкина.





Милованова Ольга Владимировна

Председатель Тюменского областного отделения Общероссийской общественной организации семей погибших защитников Отечества. Член Общественной палаты РФ от Тюменской области



Шейхуль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин

Председатель Центрального духовного управления мусульман России, Верховный муфтий



Медведев Владимир Сергеевич

Депутат Государственной Думы.
За яркий пример твердости в защите на международном уровне интересов Русской Православной Церкви – духовного оплота государства.
Награждение 1997.



Чазов Евгений Иванович

Врач-кардиолог, Академик Российской академии наук и Российской академии медицинских наук, доктор медицинских наук, выдающийся ученый, организатор здравоохранения и общественный деятель, Генеральный директор Российского кардиологического научно-производственного комплекса МЗ РФ.




Антоний (Блум), митрополит Сурожский 1914 – 2003

Митрополит Сурожский. Лауреат международной премии Андрея Первозванного «Диалог цивилизаций» за выдающийся вклад в развитие диалога цивилизаций. Награждение 2002 года.




Гейдар Алирза оглу Алиев 1923 – 2003

Президент Азербайджанской республики. Награждён в 2002 году за выдающийся вклад в развитие диалога цивилизаций.‎











© Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного

Все права на материалы, находящиеся на сайте www.fap.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании метериалов сайта, ссылка на www.fap.ru обязательна.

     e-mail: fap@fap.ru

О фонде
Житие Апостола Андрея
Комитет по международной премии

Миссионерский отдел
Форум
Архив