Апостол Андрей Первозванный

Партнеры фонда

Издательство Сибирская благозвонница

О фонде
Хроника
Пресс-центр
Проекты
Комитет по международной премии
Миссионерский отдел
Житие апостола Андрея
Фоторепортажи
Форум
Архив




29 мая (16 мая ст.ст.) - Вознесение Господне. Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца


Ангельскому житию поревновав, преподобне,
вся земная оставив, ко Христу притекл еси
и, Того заповедьми ограждся,
явился еси столп непоколебим от вражиих нападаний.
Тем зовем ти:
радуйся, Ефреме, светило пресветлое








Поздравление председателю попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства», вице-президенту ФАП и ЦНС Н.В. Якуниной с Днем рождения


В Москве возрождается день «Белого цветка»


В рамках «программы-200» в Москве согласована документация на 61 участок под строительство модульных храмов


На московском подворье Православной Церкви в Америке молитвенно почтили память жертв теракта 11 сентября 2001 года


Митрополит Волоколамский Иларион рассказал журналистам о перспективах созыва Всеправославного Собора






Российская газета

РИА «Новости»



Гудок: общероссийская транспортная газета

Православное общество (братство). - http://www.radonezh.ru

Религия и СМИ

Правая.ру

АиФ

Церковный вестник. Официальное издание Русской Православной Церкви

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Нижегородская епархия

Русское афонское общество

Фонд Серафима Саровского












Статьи


Житие святителя Алексия, Митрополита Киевского, Московского и всея Руси.

Митрополит Алексий являлся продолжателем дела митрополита Петра, перенесшего митрополичий престол из Владимира и Москву. «Самый цельный образ епископа-правителя, епископа-политика на Руси мы находим в святом Алексии (1378), втором русском по национальности митрополите на Москве.



Как раз о его церковной деятельности, кроме основания им монастырей, мы менее всего и знаем. Зато летописи полны его государственных деяний. Свои блестящие дарования митрополит посвятил работе над созданием Московского государства и сделал для него больше, чем кто-либо и князей, потомков Калиты.


Хотя святитель Алексий в ранней юности стал монахом по призванию и прошел строгую аскетическую школу в Богоявленском монастыре, но недаром он был сыном служилого боярина крестником Калиты. Из монастыря извлек его сначала митрополит Феогност, который сделал его своим наместником, то есть главою церковного суда. Здесь Алексий приобрел свой административный опыт, который предназначал его в правители государства. В то время, служа греку-митрополиту, Алексий прекрасно изучил греческий язык (один из немногих на Руси). Памятником его научных греческих штудий явился им самим исполненный перевод Евангелия с поправками против древнего кирилло-мефодиевского текста, который был использован в XVII в. московскими справщиками для печатного, современного теш Нового Завета.


Намеченный Феогностом в преемники, будущий митрополит должен был лично в Константинополе течение двух лет отстаивать свое избрание против южнорусских кандидатов, и, конечно, это не осталось без влияния на его дипломатическую выучку. Вернувшись на Русь, он сразу был поставлен во главе не только Церкви, но и государства. Только что черная смерть (чума) унесла в могилу князя Симеона Иванова Гордого. При слабом Иване Ивановиче и в малолетство Димитрия Донского Алексий был, в сущности, регентом-правителем. Умирая, князь Симеон завещал своим братьям «слушаться во всем отца их и владыку Алексия».


Основы политики Алексия были традиционны: мир с Востоком, борьба с Западом, концентрация национальных сил вокруг Москвы».


Житие святителя Алексия, Митрополита Киевского, Московского и всея Руси.


Cвятый Алексий, чудотворец московский, происходил из боярского рода. Родился в Москве при Великом Благоверном князе Данииле Александровиче (Великий князь Даниил Александрович - (1261-1303), сын Александра Невского, князь московский, положил начало росту московского княжества). Отец его - черниговский боярин Феодор Бяконт, а восприемником во святом крещении был сын Великого князя Иван Данилович (Иван I Данилович Калита - умер в 1340 г. С 1325 г. князь московский, Великий князь владимирский с 1328 г. Заложил основы политического и экономического могущества Москвы). При крещении отрок был назван Елевферием. Когда ему было двенадцать лет, случилось с ним чудесное происшествие. Расставлял он в поле сети для ловли птиц и вдруг внезапно уснул и слышит голос: "Зачем, Алексий, напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей". Пробудился отрок, но вокруг никого не увидел и сильно дивился. С тех пор стал отрок Елевферий размышлять о том, что означал этот призыв. С юных лет любил он Бога и вот принял решение - оставить родителей, отказаться от жизни в миру, постричься в монахи, чтобы служить одному Богу. Пришел в Богоявленский монастырь в Москве и принял там постриг. И дали ему при пострижении имя Алексий. Игуменом был тогда святой Стефан ("Святой Стефан, брат великого чудотворца Сергия Радонежского" - старший брат преподобного Сергия. Овдовев, он сначала ушел вместе с младшим братом Варфоломеем в "пустыню", но, не выдержав тяжелого житья в лесу, покинул брата и ушел в Москву, в Богоявленский монастырь), брат великого чудотворца Сергия Радонежского. Он сам постриг во иноки Елевферия-Алексия, а тому было тогда девятнадцать лет.


Двадцать лет провел святой Алексий в посте и трудах, усердно молился и совершал монашеские подвиги. Многие дивились его усердию и ревности. Он снискал всеобщее уважение и почитание своей богоугодной жизнью. Великий князь Симеон Иванович и митрополит Феогност его любили и почитали. И был он поставлен епископом города Владимира.


После смерти митрополита Феогноста по соборному постановлению избран был митрополитом епископ Алексий. Это было при великом князе Иоанне Иоанновиче (Великий князь Иоанн Иоаннович - Иван II Иванович Красный (1326-1359), великий князь владимирский и с 1353 г. - московский. Второй сын Ивана Калиты). И послан был святой Алексий в Константинополь к патриарху Филофею для поставления в митрополиты. И поставил патриарх Филофей Алексия митрополитом Киевским и всея Руси. Вернувшись из Царьграда, принял святитель Алексий правление Русской Церковью, и усугубил свои иноческие подвиги, и был светильником для всех, и всем был примером словом, и делом, и жизнью, и верой, и духом, и любовию.


Слава о святителе Алексии широко распространилась, и даже язычники, не знающие Христа, почитали его как чудотворца. Татарский хан Джанибек, слыша, что Бог творит чудеса по молитвам святого Алексия, обратился с просьбой к великому князю Московскому прислать ему человека Божия, чтобы он помолился о царице Тайдуле, три года назад ослепшей. В противном случае грозил Джанибек войной и разорением. Святый Алексий исполнился скорби, ибо не думал он, что ему по силам такое дело. Но по просьбе великого князя он все-таки поехал к хану Джанибеку. Перед отъездом совершил молебен в Успенском соборе со всем духовенством. Во время молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собой, и все видели это чудо. И было это добрым знамением святому Алексию что Господь благоволит ему и благословляет его на путь.


Взял с собой святитель Алексий немного воска от той свечи, изготовил малую свечку. И отправился в путь со всем клиром, уповая на милость Божью. Еще до прибытия блаженного Алексия в ханскую столицу царица Тайдула видела сон - увидела она святителя Алексия в архиерейском облачении в сопровождении иереев. И повелела царица приготовить для святого Алексия и священников драгоценные облачения. Вышел хан Джанибек навстречу святителю, встретил его с великой честью. И начал святитель Алексий молебствование, зажегши малую свечку свою от гроба святого Петра, а после продолжительных молитв окропил освященной водой царицу Тандулу, и она тотчас прозрела. Все дивились славному и дивному чуду и восхваляли Бога. Хан Джанибек с великой честью и щедрыми дарами проводил святителя Алексия и его спутников на родину.


Через некоторое время снова пришлось митрополиту Алексию идти в Орду. После смерти Джанибека власть захватил его сын Бердибек, жестокий и кровожадный. Он убил двенадцать братьев, чтобы захватить власть, и готовился идти на Русь. И тогда, но просьбе великого князя Московского, отправился в Орду митрополит Алексий и кроткой и мудрой беседой укротил ханскую ярость.


Вскоре скончался великий князь Иван Иванович, и унаследовал власть его девятилетний сын Дмитрий Иванович (Димитрий Иванович - будущий великий князь московский Димитрий Донской (1350-1389)). Все заботы о малолетнем князе взял на себя святитель Алексий. В то время великое княжение перешло к суздальскому князю Дмитрию Константиновичу, который сумел выпросить себе в Орде ярлык на великое княжение. Митрополит Алексий, несмотря на желание великого князя Дмитрия Константиновича, не стал жить во Владимире, а остался в Москве при молодом князе Дмитрии Ивановиче. В Орде в это время была великая междоусобица, ханы убивали друг друга, борясь за власть. В 1362 году ярлык на великое княжение получил снова московский князь Дмитрий Иванович, молитвами и трудами святителя Алексия. Мудрость его, дипломатический талант и неустанная молитва много способствовали процветанию Московского княжества. Он был истинной опорой молодому князю Дмитрию Ивановичу.


Труды и заботы о благе Отечества, помощь князю в управлении государством - все это не заслонило от внимания святителя главного его дела - окормления Церкви Российской. Многое попечение имел он о жизни иноческой, о строительстве монастырей и храмов. Построил на берегу реки Яузы храм во имя Нерукотворенного образа Христова, а при храме устроил монастырь с общежительным уставом и вручил игуменство в нем преподобному Андронику, ученику святого Сергия Радонежского. А другой монастырь - в честь чуда святителя святого архистратига Михаила в Хонех ("...в честь чуда святого архистратига Михаила в Хонех" - имеется в виду не сохранившийся до наших дней, разрушенный в 20-е гг. нашего столетия Чудов монастырь. Он был заложен в честь чудесного события, произошедшего в IV в. во Фригии, близ города Иераполя. Близ целебного источника стоял храм во имя архангела Михаила. Язычники решили разрушить его. Они соединили две горные реки в одно русло и направили поток на храм. По молитве святого Архиппа, жившего при храме, явился архангел Михаил и ударом жезла открыл расселину, в которую и хлынули воды рек) - построил он в Москве; в Чудовом монастыре завещал святитель Алексий положить свое тело. И другие церкви и монастыри построил святитель, и много дел славных совершил он во славу Божию, и был добрым пастырем духовных своих овец до самой кончины своей.


Святитель Алексий отошел ко Господу 12 февраля 1378 года. Время своей кончины он предвидел; совершив Божественную литургию и причастившись Святых Тайн, мирно простился с людьми и предал Господу свою душу. Тело его с великой честью было погребено в созданном им храме архистратига Михаила. Всех лет жизни его было 85, а на святительском престоле пребывал он 24 года.


Спустя много лет обретены были нетленными его святые мощи. Даже ризы на нем были совершенно целы. Мощи были перенесены в церковь, построенную в честь великого угодника Божия (Мощи святителя Алексия почивали сначала в Чудовом монастыре, затем были перенесены в Успенский собор. Ныне почивают в Богоявленском Елоховском соборе в Москве). От них источаются многие исцеления и подается помощь всем, с верою припадающим к ним, по великому милосердию Божию.


Текст жития дается по «Книге житий святых» святителя Димитрия Ростовского.// ПЕРЕВОД О.П.Лихачевой По кн. Святые земли русской. Тысячелетие русской святости. Жития и жизнеописания. С 86-89.










   






Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС в 2013 году

Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС

Видеоролик анонсирующий Второй Форум Всероссийской программы «Святость материнства»

Видеосюжет информационной программы "Пульс" ТК "Переславль"

Видеосюжет ФАП о принесении Пояса Богородицы в Россию






















Программа "Просите мира Иерусалиму". 2011 год

Программа "Просите мира Иерусалиму". 2010 год

Конференция «Наука. Философия. Религия.»

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России. Май- июнь 2008 года

"Просите мира Иерусалиму!" 2008 год

Программа "Восстановление памятника россиянам в Галлиполи (Гелиболу)"

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России

Принесение мощей апостола и евангелиста Луки

"Просите мира Иерусалиму!" 2007 год

Возрождение Марфо-Мариинской обители. К 100-летию со дня основания

Принесение десницы Иоанна Крестителя

Год Ф.М.Достоевского

"Просите мира Иерусалиму!" 2006 год

85-летие исхода Белой армии из России

150-летие завершения героической обороны Севастополя

625-летие победы на Куликовом поле

Принесение мощей святых прпмч. Вел. кн. Елизаветы и Варвары

Распятое Косово

"Просите мира Иерусалиму!" 2005 год






Приветствие В.И. Якунина и М.Ю. Байдакова участникам форума

Приветствие В. И. Якунина участникам XVI конференции «Наука. Философия. Религия»

Программа конференции «НАУКА. ФИЛОСОФИЯ. РЕЛИГИЯ»







7-24 августа прошла седьмая трудническая экспедиция на остров Анзер

13 июля 2011 года, Торжественный прием в честь лауреатов международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность» и почетных членов Фонда Андрея Первозванного.

22 мая 2011года, Суворовские дни в Италии






Житие и Хождение Даниила, Игумена Русской Земли

М.И.Якушев: В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия выиграла битву за святые места Палестины.

Н.В.Масленникова. Концепция богоизбранности художника в лирике А.С.Пушкина.





Ботян Алексей Николаевич

Герой Российской Федерации, Ветеран Великой Отечественной войны



Ильин Леонид Андреевич

Почётный президент ФМБЦ им. А. И. Бурназяна, академик РАМН, профессор, Герой Социалистического Труда (1988)



Протоиерей Александр Ткаченко

Основатель и генеральный директор первого в России Детского хосписа нового типа в Санкт-Петербурге.




Савицкий Михаил Андреевич 1922 - 2010

Народный художник СССР.
За выдающиеся достижения в области живописи.
Награждение 1998–1999.



Али Абдалла Салех

Президент Йеменской Республики, главнокомандующий Вооруженными силами, председатель Высшего совета обороны. Награжден Международной премией Андрея Первозванного в 2004 году за заслуги в укреплении дружбы и сотрудничества между народами России и Йемена, продвижение в жизнь идей диалога культур и цивилизаций, за вклад в международные антитеррористические усилия.




Джагдиш Чандра Капур 1920 – 2011

Футуролог, президент «Capur Suria Foundation», Сопредседатель Мирового Общественного Форума «Диалог цивилизаций».
Награжден Международной премией Андрея Первозванного в 2007 году за продвижение в жизнь идей диалога культур и цивилизаций, большой личный вклад в создание Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций».











© Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного

Все права на материалы, находящиеся на сайте www.fap.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании метериалов сайта, ссылка на www.fap.ru обязательна.

     e-mail: fap@fap.ru

О фонде
Житие Апостола Андрея
Комитет по международной премии

Миссионерский отдел
Форум
Архив