Апостол Андрей Первозванный

Партнеры фонда

Издательство Сибирская благозвонница

О фонде
Хроника
Пресс-центр
Проекты
Комитет по международной премии
Миссионерский отдел
Житие апостола Андрея
Фоторепортажи
Форум
Архив




29 мая (16 мая ст.ст.) - Вознесение Господне. Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца


Ангельскому житию поревновав, преподобне,
вся земная оставив, ко Христу притекл еси
и, Того заповедьми ограждся,
явился еси столп непоколебим от вражиих нападаний.
Тем зовем ти:
радуйся, Ефреме, светило пресветлое








Поздравление председателю попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства», вице-президенту ФАП и ЦНС Н.В. Якуниной с Днем рождения


В Москве возрождается день «Белого цветка»


В рамках «программы-200» в Москве согласована документация на 61 участок под строительство модульных храмов


На московском подворье Православной Церкви в Америке молитвенно почтили память жертв теракта 11 сентября 2001 года


Митрополит Волоколамский Иларион рассказал журналистам о перспективах созыва Всеправославного Собора






Российская газета

РИА «Новости»



Гудок: общероссийская транспортная газета

Православное общество (братство). - http://www.radonezh.ru

Религия и СМИ

Правая.ру

АиФ

Церковный вестник. Официальное издание Русской Православной Церкви

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Нижегородская епархия

Русское афонское общество

Фонд Серафима Саровского












Статьи


Епископ Артемий: «Современное положение Православной Церкви в Косово и Метохии».

26 января на Пленарном заседании Рождественских образовательных чтений в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя был зачитан доклад Преосвященнейшего Артемия, епископа Рашко-Призренского «Современное положение Православной Церкви в Косово и Метохии». По благословению владыки текст доклада зачитал протоиерей Сергий Попов, сотрудник Миссионерского отдела Московской Патриархии, участник программы «Православное Рождество в Косово».


"Крест свой носить - это наш удел! Но распятье - ещё не предел. К воскресенью Крест ведет на свет, Без Креста - и воскресенья нет!"

КОСОВО распяли на кресте, и оно висит на нем вот уже пять лет. Глубокое уважение к жертве заставляет всех молчать под крестом. И Богородица под Крестом сына своего - молчала. Но слёзы не умолкали. Как Православный Епископ Косово и Метохии я стою не только под крестом распятого Косово, но и сам я распят на этом кресте. Поэтому мне тяжело говорить об этом. И все же, я не могу молчать, ибо от меня ожидают, чтобы я говорил. Взять бы мне силу у грома, или трубу иерихонскую, и возвестить и засвидетельствовать о том, что происходит в Косово и Метохии за последние пять лет!

Косово и Метохия сегодня (причём это "сегодня" охватывает период с тысяча девятьсот девяносто девятого года и всё ещё продолжается) больше всего напоминает римский Колизей первых веков христианства. В нём одновременно присутствуют мучители, мученики и звери. Это - кровавое зрелище, в котором звери терзают невинных христиан, а публика (то есть весь мир) следит за событиями в средствах массовой информации и - сама звереет от удовольствия. Этот кровавый пир как будто не имеет конца.

В этой трагедии сербскому народу в Косово и Метохии отведена роль жертвы. Я же, волею Божиею, имею честь быть духовным вождём этого народа. Поэтому о своём собственном страдании и страдании моего народа мне тяжело говорить языком холодным, научным, академическим. В Колизее кипят чувства. Разные чувства, разумеется. Всё зависит от того, в какой роли ты появился здесь: в роли жертвы, звери или веселящейся публики.

Но я постараюсь, по своим возможностям, отодвинуть чувства на второй план. Я даю слово фактам и цифрам. Пусть они сами говорят и свидетельствуют. Ведь факты неподкупны, и цифры не ложны. Они говорят языком правдивым и искренним. КОСОВО! Что такое Косово для сербов и Сербии? - То же, что Иерусалим для еврейского народа, что сердце в человеческом теле, что очаг в доме родном. Косово было и осталось КОЛЫБЕЛЬЮ сербской государственности, сербской культуры, сербской духовности. Там - наши глубочайшие народные корни, там - наши величайшие православные святыни, там - заветное наследие святейшей династии Неманичей.

Поэтому Косово, после имени Божия, есть самое святое слово сербского языка. Оно означает не только территорию, не только географическое понятие.

Его значение гораздо шире и выше этих простых понятий. Это слово - символ духовных ценностей, вечных христианских ценностей, ради которых стоит жить, и ради которых стоит - умереть. Такой духовный, мистический заряд слово Косово получило от знаменитой Косовской битвы, состоявшейся в далёком тысяча триста восемьдесят девятом году. Это событие было переломным историческим моментом, разделившим историю сербского народа на период до Косовской битвы и период после Косовской битвы. Глубокий смысл, который Косовская битва приобрела в сознании сербского народа, вытекает из сознательного выбора святого Князя Лазаря и всех его витязей, а тем самым и всего сербского народа. Надо было выбирать между царством земным и Царством Небесным. И они выбрали ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, вечные христианские ценности и цели.

Святой Князь Лазарь вступил в Косово Поле бороться с сильнейшим врагом, с тьмочисленными турецкими полчищами. Он не захватывал чужих земель, а защищал свою собственную, не пленил чужих народов, а защищал от плена свой собственный народ, не навязывал другому своей веры, а свою веру от другого защищал. Это и есть косовский выбор и косовский завет. Это оплот истории сербского народа. С тех пор Косово стало синонимом любого страдания за истину, за правду, за веру, "за крест честной и волюшку златую". Страданий же было много в нашей истории, от Косовской битвы вплоть до наших дней. Это шестьсот с лишним лет.

А что происходит сегодня? Сегодня мы находимся на высшей точке этих страданий. Однако причины страданий не вчерашние. Их корни уходят в глубину веков. Понадобится много времени, чтобы обо всем этом хотя бы вкратце рассказать. Поэтому мы обратимся лишь к самым последним событиям, начиная с июня тысяча девятьсот девяносто девятого года, то есть с тех пор как задействована международная миссия в Косово и Метохии в лице вооружённых сил НАТО и КФОР, и штатского управления Организации Объединённых Наций и УНМИК.

Когда речь идет о страданиях Православной Церкви в Косово и Метохии, надо различать два вида этих страданий:
1. Страдание живой церкви, то есть православного народа, и
2. Уничтожение христианских памятников - храмов и монастырей, культурного наследия и кладбищ.

Столкновение двух экстремизмов, - с одной стороны сецессионного стремления косовских албанцев, и с другой тоталитарного режима Слободана Милошевича, - привело к трагическим столкновениям в Косово и Метохии, в которых пострадали невинные жертвы с обеих сторон (как у сербов, так и у албанцев), после чего началось трехмесячное бомбардирование НАТО альянсом Сербии, особенно Косово и Метохии. Нанесён огромный материальный ущерб и пострадали новые невинные жертвы среди мирных жителей Сербии. Нам постоянно грозила опасность стать частью "коллатерального ущерба" (так западные "гуманисты" называли невинных жертв). Все с нетерпением ждали прекращения бомбёжки, а мы в Косово и Метохии ждали еще и прибытия международных миротворческих сил. Мы были убеждены, что они действительно защитят мирных жителей от мщения диких террористов, которые действовали организованными группами или в одиночку, или же скрывались под именем пресловутой УЧК. Наконец, десятого июня тысяча девятьсот девяносто девятого года в Куманово подписан Военно-технический договор о выводе подразделений югославской армии и сербской милиции с Косово и Метохии, чем официально окончена война и прекращена НАТО бомбардировка. К сожалению, прибытие КФОР не принесло "мирную жизнь всем гражданам", как это предвиделось Резолюцией Совета Безопасности Организации Объединённых Наций. Мир и свобода были даны только косовским албанцам. Для всех остальных, особенно для сербов, начался новый период неслыханных страданий и неописуемых злодеяний, совершаемых над безоружным народом, которого некому было защищать.

Вместе с прибытием международных сил в Косово и Метохию перебрались и организованные группы УЧК, обучавшиеся в Албании, а также и многие другие группы и отдельные лица, никогда прежде не проживавшие в Косово, привлеченные возможностью неограниченного грабежа и мщения, убийств, гонений, изнасилований, похищений и истязаний сербов.

В течение всего лишь одного месяца Косово и Метохию вернулось из Албании и Македонии семьсот с лишним тысяч албанцев-беженцев. Многие из них стали "беженцами" по подстрекательству и требованию УЧК или своих политических лидеров, с целью создания в мировом сообществе как можно более сильного впечатления "гуманитарной катастрофы", чтобы этим самым вызвать и "оправдать" интервенцию НАТО в Сербии и над сербским народом.

Это была потрясающая картина. С одной стороны вхождение бесконечно длинных колонн торжествующих албанцев, ободренных сопровождающими их представителями КФОР, и с другой стороны такие же длинные колонны новых беженцев (изгнанников) - сербов и других неалбанцев, также в сопровождении КФОР. КФОР не защищал сербов от насилия, а только облегчал их уход с Косово и Метохии. Многие злодеяния, убийства и грабежи совершались на глазах солдат КФОР, но они ни разу не реагировали, чтобы защитить страдающих. Сербов выгоняли из домов и квартир на улицу, КФОР же встречал их и помогал им покинуть Косово.

Эти первые три месяца, с июня по сентябрь, в тысяча девятьсот девяносто девятом году, с Косово и Метохии изгнано двести тридцать тысяч сербов и пятьдесят тысяч других неалбанцев, большей частью цыган, ашаклий и босняков. Этот процесс продолжается и по сей день, хотя и замедленными темпами.

Таким образом, под "защитой" КФОР и под управлением УНМИК совершилась этническая чистка всей территории Косово и Метохии, особенно городов, которые до этого и были в наибольшей степени мультиэтническими. Теперь уже совсем, или почти совсем остались без сербов все города, за исключением Косовской Митровицы, где сербы еще держатся, да и то только в ее северной части. Печ, Джаковица, Призрен, Урошевац, Србица, Вучитрн, Клина, Исток и другие города практически совсем остались без сербов. В Приштине в тысяча девятьсот девяносто девятом году проживало сорок тысяч сербов, а теперь едва ли осталось двести человек, которые уже пять лет живут в абсолютной изоляции, не имея возможности даже выйти на улицу. Ежедневно мы получали известия о гонениях, похищениях или убиении сербов, причём со всей территории Косовского края.

Потрясающими были эти свидетельства о злодеяниях, которые шиптары совершали над сербами, над их домами, имуществом, и над всем, что носило на себе сербские признаки. Больше тысячи трёхсот сербов убито зверским образом, столько же сербов похищено и об их судьбе до сих пор мы ничего не знаем. Десятки тысяч домов сожжены или разрушены, сотни сёл и деревень снесены дотла.

Несмотря на всё, в Косово осталась одна треть сербского народа, около ста тридцати пяти тысяч. Все они разбросаны по мелким или крупным Анклавам, которые часто напоминают гетто или лагеря. Это "Сербский Архипелаг" в Косово и Метохии, островки которого отовсюду окружены волнующимся морем албанцев. Эти сербы, которые несмотря на все страдания, скорби и притеснения, остались жить в Косово и Метохии, стали гражданами "вне закона" и лишены всех основных человеческих и национальных.

Прежде всего мы лишены права на жизнь. Каждый мог, да и до сих пор может напасть на серба, убить или похитить его, где бы он ни появился. Мы лишены права на свободу передвижения, поскольку за пределами этих Анклавов мы долгое время не могли ни одного шагу сделать без сопровождения КФОР или УНМИК полиции. Сербы лишены и права на труд и проживание собственным трудом. С возвращением албанцев сербы уволены со всех своих рабочих мест, выгнаны из своих предприятий, фирм, и вообще из всех учреждений. Они не могли даже обрабатывать свои нивы и огороды, поскольку и там они подвергались нападениям, и там их убивали или похищали албанские террористы УЧК. Сербы также лишены адекватного здравоохранения, поскольку все больницы и клинические центры по всем городам захвачены албанцами и стали моноэтническими. В больницах больше нет ни одного врача-серба, и ни одного пациента-серба. Исключением является лишь больница в Северной Митровице, где сербы еще держатся. Система образования, все школы и учреждения также захвачены албанцами. Сербские дети чаще всего вынуждены учиться в частных домах или подвалах.

Такое состояние и такая жизнь сербов продолжается и по сей день. Правда, нападения и убийства стали менее интенсивными, но не потому, что степень безопасности повысилась, а за счёт того, что во многих местах уже нет сербов, так что просто некого убивать. Но подобные тенденции и психоз все еще господствуют в Косово. Достаточно вспомнить усиленное насилие и злодеяния, которые были совершены над сербами в прошлом, две тысячи третьем году.

В первых несколько месяцев две тысячи третьего года продолжались частые нападения на сербов и провокации по всей территории Косовского края. Предметом этих нападений были сербы, оставшиеся в области города Обилич. Они же подвергались частым нападениям и в две тысячи втором году (лишь в октябре было шесть нападений). Двадцатого января две тысячи третьего года шиптары бросили две гранаты в дом Славиши Вукадиновича в деревне Янине Воде близ Обилича. В нападении не было раненых, но нанесён большой материальный ущерб. Несколько дней спустя, шестого февраля, албанцы бросили гранату в дом Слободана Тодоровича в Обиличе, а десятого апреля подожгли дом серба Павла Милича.

Подобная обстановка была и на других местах. В Великую Пятницу, двадцать пятого апреля две тысячи третьего года албанские насильники сурово избили сербку Смильку Анджелкович (шестьдесят шесть лет) в ее доме в Липляне. Свою жену, которая во время нападения была одна в доме, ее супруг Любинко застал лежащей на кухне и истекающей кровью, с тяжёлыми повреждениями черепа. Кровь была видна и на стуле, которым старуху били по голове.

В тот же день мы получили грустное известие из Гнилан. Там албанцы из городской библиотеки выбросили на мусорную свалку около тысячи книг на сербском языке. Между прочими выброшены в мусор и книги нобелевца Иво Андрича, Негоша и поэтессы Десанки Максимович. К сожалению, это варварское дело, напоминающее сожжение книг во времена нацизма в Германии, - не единственное явление такого рода в Косово и Метохии. Сразу по окончании войны в тысяча девятьсот девяносто девятом году и по прибытии международной миссии КФОР и УНМИК по всей территории Косово и Метохии уничтожены многие тысячи сербских книг, которые албанцы в массовом порядке выбрасывали из библиотек. Таким же образом они поступали и с книгами из личных библиотек, которые их владельцы-сербы не успели вовремя эвакуировать.

Всего несколько дней после Пасхи, третьего мая две тысячи третьего года имел место целый ряд инцидентов в селе Суви До, в области города Исток. Сербы Милан и Милорад Йефтич, жители этого села, потерпели повреждения, попав под колёса албанского автобуса, нарочно наехавшего на них. Три дня спустя, шестого мая, албанцы забросали камнями автобус Косметпревоза, перевозивший сербских школьников из Косовской Митровицы в Суви До. В тот же день албанцы напали на таксиста Деяна Йефтича из того же села и нанесли ему повреждения, от которых ему пришлось долго поправляться в больнице в северной части Косовской Митровицы.

Следующая трагедия в Косово и Метохии произошла семнадцатого мая в деревне Врбовац недалеко от Витины, когда шиптары коварно убили Зорана Марковича, преподавателя русского языка, пока он трудился на своей ниве вне деревни. Шиптары несколько раз выстрелили ему в грудь и в голову, а потом бросили его у близлежащей речки, где его и нашли солдаты КФОР. На следующий же день в соседней Витине Шиптары избили девяностолетнего Славка Стаменковича в его родном доме. В те же дни они попытались похитить серба Станка Нисича из соседней деревни Клокот.

Уже вначале следующего месяца, ночью с третьего на четвёртое июня албанцы снова совершили страшное злодеяние в Обиличе. Самым суровым образом были убиты трое сербов. Слободан Столич (семьдесят четыре года), серб из Обилича, вместе со своей женой Радмилом и сыном Любинко, убиты в собственном доме, получив удары тупым предметом по голове. Это злодеяние, как и многие другие, лишь формально осудили представители УНМИК и некоторые албанские руководители, и на этом всё кончилось. Злодеев никто так и не поймал, и это сильно укрепляло террористов в продолжении своего кровавого пира в Косово и Метохии.

Так, уже шестого июля две тысячи третьего года, в населенном пункте Девят Юговичей недалеко от Приштины, среди бела дня, около пяти часов пополудни, шиптары подожгли дом серба Небойши Стаменковича. Дом сгорел дотла, а Небойша чудом остался в живых. Таким образом шиптары хотят выгнать всех оставшихся сербов, поскольку КФОР и УНМИК ничего не предпринимают в плане их защиты, и этим самым ободряют шиптаров продолжать терракты против сербов, положение которых в Косово и Метохии изо дня в день становится все более тяжёлым и невыносимым.

Однако небывалое и неслыханное злодеяние, затмившее все предыдущие, совершено тринадцатого августа в селе Гораждевац, когда албанские террористы расстреляли невинных сербских детей, купавшихся в реке, в которой они искали прохлады в знойные летние дни. Двое детей погибло, а пятеро получили тяжёлые ранения, и некоторые из них всё ещё лечатся в больнице в Белграде. Это был тот самый день, когда новый шеф УНМИК, господин Харри Холкери, вступил на должность в Косово. Поражённый таким албанским "приветствием", Холкери обещал, что злодеев поймают и будут им судить. Однако это обещание, как и все предыдущие, осталось лишь мёртвой буквой.

Много времени и много бумаги понадобится, чтобы хотя бы упомянуть все случаи нападения на сербов. Но и то, что уже сказано, дает ясную картину апартеида, который господствует в Косово и Метохии, в присутствии и под управлением международного сообщества.

И всё же, мы не можем не упомянуть новый инцидент, случившийся с русской делегацией фонда Андрея Первозванного, побывавшей в Косово и Метохии в Рождество этого две тысячи четвертого года. Несмотря на мощное сопровождение, состоящее из десяти броневиков на земле и вертолёта в воздухе, албанцы все-таки совершили организованное нападение на русскую делегацию и забросали ее камнями в поселении Дечани. Члены делегации, среди которых был и сенатор Сергей Щеблыгин, на собственном примере убедились, что в Косово и Метохии всё ещё продолжается война варваров против цивилизации. Священник Сергей Попов, один из группы, которую забросали камнями, заявил, что до конца своей жизни будет помнить Рождество, которое он отпраздновал с сербами. Мы уверены, что сербская трагедия в Косово и Метохии, продолжающаяся вот уже пять лет, открыла глаза русской общественности, поскольку всё то, что они делают нам, может быть, является только генеральной репетицией того, что Запад намеревается сделать России.

Что же касается страданий Сербской Православной Церкви, когда речь идет о ее православных храмах и православных кладбищах, то мы уже сказали, что албанские экстремисты стремятся уничтожить всё, что в Косово и Метохии имеет какие бы то ни было сербские признаки. Главной и основной их мишенью являются наши храмы и монастыри. Точное число разрушенных и поврежденных святынь установить невозможно, поскольку мы не имеем свободный доступ ко всем местам, даже в сопровождении КФОР. Достоверно известно, что в течение первых трёх месяцев (с июня по сентябрь) в тысяча девятьсот девяносто девятом году было разрушено свыше пятидесяти храмов, а до конца года это число повысилось почти до ста. Сегодня мы знаем про сто пятнадцать разрушенных и осквернённых церквей и монастырей, которые построены в период с двенадцатого по двадцатый век. Многие из них устояли пятьсот лет под турецким игом, но не могли устоять всего лишь один год в состоянии международного мира. Это лучше всего показывает, какой мир получили мы - сербы - в Косово и Метохии.

Уничтожение сербских православных храмов и монастырей, снесение кладбищ и памятников культуры - это лишь часть обширной албанской стратегии, целью которой является изменение не только демографического, но и культурно-исторического облика Косовского края. В то же время новейшая албанская историография и система образования приписывают ложное происхождение и ложный идентитет некоторым нашим великим святыням, таким как Дечани и Печская Патриархия, Богородица Левишка и Грачаница. В этом процессе очень постыдную роль играют и некоторые римско-католические круги, прежде всего среди самих албанцев, которые открыто отстаивают теорию, согласно которой сербы якобы "оккупировали" будто бы албанские католические храмы. Марко Сопи, римско-католический епископ в Призрене (по происхождению албанец), в своем интервью, опубликованном Каритасом Виченца в книге о Косово, решительно оправдывает уничтожение сербских храмов после войны, называя их "политическими" храмами, хотя многие из них построены в тринадцатом, четырнадцатом и пятнадцатом веках.

Нападения на храмы Сербской Православной Церкви никогда не прекращались. Они продолжаются и по сей день. Последний случаи -повреждение церкви в поселении Горня Брница под Приштиной в самый канун Рождества. О том, что сербские церкви и монастыри, а также и сербские православные кладбища, всё ещё остаются предметом разрушительных стремлений албанских экстремистов, свидетельствуют и два недавних события. Во время первомайских праздников в две тысячи третьем году албанцы осквернили одиннадцать сербских могил в селе Житине недалеко от Витины. Из этого села сербы были изгнаны ещё летом тысяча девятьсот девяносто девятого года. После этого разнузданные шиптары принялись разрушать сербское кладбище в самой Витине, где они вырвали и бросили надгробный деревянный крест только что похороненной сербки. Под вечер десятого мая албанские хулиганы забросали камнями сербский православный храм Святого Николы в Приштине и разбили все окна в храме. Они также забросали камнями и дом священника отца Мирослава Попадича. Это повторялось много раз в течение минувшего года. Все наши протесты и призывы к КФОР и УНМИК защитить храм и священника были встречены невозмутимым молчанием.

Наряду с грубыми нападениями, минированием и разрушением наших храмов и монастырей, кладбищ и памятников, в последнее время албанские экстремисты пытаются довершить свое дело этнической чистки и захвата наших святынь посредством временных учреждений, благодаря тому, что УНМИК передает свои полномочия косовским (а это значит: албанским) учреждениям. Таким образом в январе две тысячи третьего года Министерство образования Косово выдвинуло в албанской общественности инициативу по снесению недостроенного православного храма Христа Спасителя в самом центре Приштины. Нашими протестами, направленными в УНМИК, и предъявлением соответствующих документов с разрешением на приобретение площади и постройку храма, удалось оспорить эту инициативу. К сожалению, судя по всему это только временный успех.

Храм Христа Спасителя своей монументальностью уже долгое время колет глаза албанским экстремистам. Поэтому в конце декабря того же две тысячи третьего года муниципалитет Приштины снова накинулся на имущество Сербской Православной Церкви и на храм Христа Спасителя, приняв решение о лишении права Сербской Православной Церкви на использование площади в центре города, именно той площади, на которой воздвигнут храм Христа Спасителя. И снова мы встали на защиту легитимных прав, обращаясь письмами и призывами ко всем, и снова УНМИК приостановил это беззаконное решение, но именно приостановил, а не полностью отменил, так что мы не знаем, что будет в этом плане происходить в дальнейшем.

Эти новые злодеяния в Косово и Метохии по отношению к сербскому народу, особенно покушения на наши святыни, ясно показывают всем, кто имеет глаза смотреть, что обстановка в Косовском крае отнюдь не стала лучше, и что сербы и их Святыни всё ещё подвергаются открытым гонениям и терактам, причём всё это происходит в присутствии и под управлением международных сил Организации Объединённых Наций. После этого краткого обозрения очевидно, что перспектива выживания сербов в Косово и Метохии, особенно возвращения изгнанных, довольно печальная. О том, что в Косово и Метохии господствует настоящий хаос, ответственность за который несет УНМИК, недавно заявил Омбудсман по Косово Марек Антони Новицки в своем официальном докладе, представленном им в Приштине, о состоянии человеческих и гражданских прав. По его словам Косово всё ещё представляет собой "черную дыру" Европы и мира в отношении человеческих прав, причем УНМИК продолжает игнорировать факты, свидетельствующие об этом.

И в конце, завершим наше выступление данными, которые недавно сообщил Координационный Центр по Косово и Метохии. Согласно докладу этого Центра, "в течение четырёх с половиной лет управления УНМИК в Косовском крае, от десятого июня тысяча девятьсот девятого года до конца две тысячи третьего года, совершено шесть тысяч триста девяносто два нападения на сербов. Из этого числа тысячу сто девяносто семь сербов убито, тысячу триста пять сербов получили ранения, тысячу сто тридцать восемь сербов похищено. Сегодня известно, что сто пятьдесят пять похищенных убито, тринадцати похищенным удалось бежать, а девяносто пять человек отпущено на свободу, тогда как судьба остальных восьмиста шестидесяти трёх сербов всё ещё неизвестна".

Нам остаётся молиться и надеяться, терпеть и оставаться на нашем мученическом Косово и Метохии, рядом с нашими святынями, рядом с могилами наших предков, с уверенностью в том, что у Бога есть решение и этой проблемы.

Епископ +АРТЕМИЙ










   






Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС в 2013 году

Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС

Видеоролик анонсирующий Второй Форум Всероссийской программы «Святость материнства»

Видеосюжет информационной программы "Пульс" ТК "Переславль"

Видеосюжет ФАП о принесении Пояса Богородицы в Россию






















Программа "Просите мира Иерусалиму". 2011 год

Программа "Просите мира Иерусалиму". 2010 год

Конференция «Наука. Философия. Религия.»

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России. Май- июнь 2008 года

"Просите мира Иерусалиму!" 2008 год

Программа "Восстановление памятника россиянам в Галлиполи (Гелиболу)"

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России

Принесение мощей апостола и евангелиста Луки

"Просите мира Иерусалиму!" 2007 год

Возрождение Марфо-Мариинской обители. К 100-летию со дня основания

Принесение десницы Иоанна Крестителя

Год Ф.М.Достоевского

"Просите мира Иерусалиму!" 2006 год

85-летие исхода Белой армии из России

150-летие завершения героической обороны Севастополя

625-летие победы на Куликовом поле

Принесение мощей святых прпмч. Вел. кн. Елизаветы и Варвары

Распятое Косово

"Просите мира Иерусалиму!" 2005 год






Приветствие В.И. Якунина и М.Ю. Байдакова участникам форума

Приветствие В. И. Якунина участникам XVI конференции «Наука. Философия. Религия»

Программа конференции «НАУКА. ФИЛОСОФИЯ. РЕЛИГИЯ»







7-24 августа прошла седьмая трудническая экспедиция на остров Анзер

13 июля 2011 года, Торжественный прием в честь лауреатов международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность» и почетных членов Фонда Андрея Первозванного.

22 мая 2011года, Суворовские дни в Италии






Житие и Хождение Даниила, Игумена Русской Земли

М.И.Якушев: В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия выиграла битву за святые места Палестины.

Н.В.Масленникова. Концепция богоизбранности художника в лирике А.С.Пушкина.





Быстрицкая Элина Авраамовна

Народная артистка СССР (1978 г.) Академик Российской Академии Искусств



Ильин Леонид Андреевич

Почётный президент ФМБЦ им. А. И. Бурназяна, академик РАМН, профессор, Герой Социалистического Труда (1988)



Старостенко Владимир Иванович

Начальник Западно-Сибирской железной дороги.
За блестящую реализацию программы финансового обеспечения Западно-Сибирской железной дороги, за бескомпромиссное отстаивание целостности железных дорог России.
Награждение 1997.



Мешко Нина Константиновна 1917 - 2008

Народная артистка СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Лауреат Государственной премии РСФСР, руководитель Государственного Академического Северного русского народного хора, профессор, Почетный гражданин города Архангельска Награждена орденами Ленина, «За заслуги перед отечеством» IV степени, Международным орденом «Крылатого льва».


За развитие искусства русской песни как одного из важнейших источников духовной и нравственной силы России». Награждение 2005.




Джагдиш Чандра Капур 1920 – 2011

Футуролог, президент «Capur Suria Foundation», Сопредседатель Мирового Общественного Форума «Диалог цивилизаций».
Награжден Международной премией Андрея Первозванного в 2007 году за продвижение в жизнь идей диалога культур и цивилизаций, большой личный вклад в создание Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций».




Блаженнейший Диодор (1923 - 2000)

Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины. Награжден Международной премией Андрея Первозванного в 2000 году за неустанное укрепление живой духовной связи между Святой Землей и Россией.











© Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного

Все права на материалы, находящиеся на сайте www.fap.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании метериалов сайта, ссылка на www.fap.ru обязательна.

     e-mail: fap@fap.ru

О фонде
Житие Апостола Андрея
Комитет по международной премии

Миссионерский отдел
Форум
Архив