Апостол Андрей Первозванный

Партнеры фонда

Издательство Сибирская благозвонница

О фонде
Хроника
Пресс-центр
Проекты
Комитет по международной премии
Миссионерский отдел
Житие апостола Андрея
Фоторепортажи
Форум
Архив




29 мая (16 мая ст.ст.) - Вознесение Господне. Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца


Ангельскому житию поревновав, преподобне,
вся земная оставив, ко Христу притекл еси
и, Того заповедьми ограждся,
явился еси столп непоколебим от вражиих нападаний.
Тем зовем ти:
радуйся, Ефреме, светило пресветлое








Поздравление председателю попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства», вице-президенту ФАП и ЦНС Н.В. Якуниной с Днем рождения


В Москве возрождается день «Белого цветка»


В рамках «программы-200» в Москве согласована документация на 61 участок под строительство модульных храмов


На московском подворье Православной Церкви в Америке молитвенно почтили память жертв теракта 11 сентября 2001 года


Митрополит Волоколамский Иларион рассказал журналистам о перспективах созыва Всеправославного Собора






Российская газета

РИА «Новости»



Гудок: общероссийская транспортная газета

Православное общество (братство). - http://www.radonezh.ru

Религия и СМИ

Правая.ру

АиФ

Церковный вестник. Официальное издание Русской Православной Церкви

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Нижегородская епархия

Русское афонское общество

Фонд Серафима Саровского












Статьи


Храм Святого Саввы Сербского — заветный храм сербского народа.

Как известно, строительство храма Саввы Сербского в Белграде началось в начале XX века. Храм многострадально перенес десятилетия долгостроя. И только в конце 90-х годов прошлого века продолжилось строительство, которое должно завершиться фактически через сто лет после его начала.



Как известно, строительство храма Саввы Сербского в Белграде началось в начале XX века. Храм многострадально перенес десятилетия долгостроя. И только в конце 90-х годов прошлого века продолжилось строительство, которое должно завершиться фактически через сто лет после его начала.

В героическом усилии сербского народа по завершению строительства храма святого Саввы Сербского большую часть и очень существенную выполняет архитектор Драгомир Ацович, главный архитектор по внутреннему убранству храма Саввы Сербского. Д. Ацовичу и возглавляемому им коллективу архитекторов пришлось ознакомиться и изучить внутренний интерьер храма святой Софии в Константинополе (Стамбуле), храма Христа Спасителя в Москве, Иссакиевского собора в Санкт-Петербурге и других самых знаменитых и больших соборов, чтобы начать разрабатывать внутреннее пространство храма Саввы Сербского. Результатом кропотливой работы стала концепция, основные положения которой изложены в статье Драгомира Ацовича, которую он любезно передал в Фонд Андрея Первозванного.


Вопросы, которые поднимает господин Д. Ацович, очень важны сегодня. Когда строятся и восстанавливаются тысячи храмов, необходимо сохранить высочайшее, духовно наполненное внутреннее пространство православных храмов, в какой бы стране они ни строились и как бы долго ни возводились.


Архитектор Драгомир АЦОВИЧ


ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ХРАМА СВЯТОГО САВВЫ НА ВРАЧАРЕ


Белград


Принципы


Говоря о смысле христианского храма вообще, митрополит черногорско-приморский Амфилохий отметил, что «храм – это не просто символ духовной действительности, а место, где она реально открывается, место открытия славы Божией, место Богоявленья». Отсюда, «истинный храм, также как и истинный человек, как и мир, проговаривает, возникает и открывается как слово о Несомненном, как восславление Его красоты и славы; через него проявляется и объявляется внутренняя истина мира и человека и их вечный смысл».


Соотношение между старым и новым


Как правило, архитектура отражает дух эпохи, в которой она создавалась. Это не означает моральной и эстетической проскинезы перед господствующим вкусом, художественным стилем, эстетической догмой или модным направлением, а является простой констатацией несомненного факта, что строительство одной эпохи прямо отражает общее цивилизационное отношение данной эпохи к существованию и является единым театром, в котором развивается жизнь гуманного космоса. Архитектура сакральных, культовых сооружений только в определенной степени укладывается в общую архитектурную тенденцию. В сфере техники и технологии современность и авангардность не только подразумеваются, а даже во многих отношениях обязательны, выступают в качестве предъявляемого предварительного условия. Однако, в мире духа и формы архитектура культовых объектов, как правило, более эклектична. В первую очередь, она обязана формально обеспечить подчиненность формы функции, должна обеспечивать и, соответственно, поощрять беспрепятственное общение между материальным и духовным, между осязаемым и интуитивным, опытом и вдохновением, между тем, что наглядно видно, и тем, что предчувствуется. Понимание Божественного – открытый путь, по которому каждый шагает, двигаясь по собственной дорожке. Поэтому Храм должен обладать свойством эксплицитности, которая толкует и ведет, а одновременно иметь качество таинственности, которое освобождает пространство и позволяет духу взлететь в неисследованное пространство, в котором его ожидает Слово Создателя.


Способность человека почувствовать в церкви присутствие Божие прямо зависит от идиосинкразии духа. Поэтому церковь посредством архитектурного сооружения предлагает себя через разные формы, назначение которых – передать разными способами одно и то же поручение, высказывание. Здание церкви, подчиняемое канону и предопределяемое традицией, открывается для каждого человеческого духа с одним и тем же высказыванием, но каждая человеческая душа воспринимает это поручение по-своему и отзывается на него по-своему. Церковь есть дом Божий, дом молитвы, но каждая человеческая душа открывается для Бога по-другому; итак - красноречивый дух больше устраивает грандилоквенция кафедральных соборов, натуру любящую контемпляцию – тишина одиночество или скромность капеллы. Одни обращаются к Создателю молитвой, которая обладает эпистолярной формой даже и когда возникает в результате духовной необходимости, в то время как иные молитвы отправляют только самопогружаясь, безмолвно и бестелесно. Поэтому, канон и не ограничивает фантазии зодчего, а определяет ее направление, чтобы зодчий не забыл, что церковь есть дом бесподобный, и что ее наружное, наглядное содержание становится Храмом только тогда, когда будет исполнено духом, тем духом, который Бог направляет к своему творению, и тем духом, которым творение откликается Создателю.


Естественно, и понятно, что есть острое противоречие между двумя, на первый взгляд несовместимыми тенденциями. Первая тенденция требует эксплицитного применения архитектурного стиля выражения данного времени и технологического прогресса, а также требует их проявления в форме и духе культовых сооружений. Вторая тенденция – все современное толковать как эфемерное, а тем самим и прямо противоположное правде, которая как открытие не подлежит пересмотру, а как выражение вечного начала - категорически отрицает возможность того, что современность может быть нормой и мерой существования. Такое противоречие присуще сакральной архитектуре в каждую эпоху и в любой традиции. Парадоксально, оно уменьшается в такой же степени, в какой сакральный объект обладает значением, выделяющим по концепции этот объект от других объектов того же культового направления, традиции и норм. Таким образом, кафедральные соборы, как правило, являются такими произведениями зодчих, которые по объему и сложности несомненно подразумевают эклектицизм в определенной степени, ведь возникают же они в течение длительного периода, причем в течение этого периода меняются нормативы вкуса, исторические приоритеты и культурные образцы. Чем выше уровень места занимаемого кафедральным собором в жизни страны, культурной или религиозной общины – тем сильнее стремление утвердиться в роли образца который будет эмулирован на уровнях, часто неожиданных и парадоксальных. Таким образом, кафедральный собор Св.Петра в Риме, в соответствии с ожидаемым, признается образцом англиканского кафедрального собора Св.Павла в Лондоне, но и –совсем неожиданно – образцом кафедрального собора в Ямусукро, на Берегу Слоновой Кости, где воспринимается как контекстуальный эксгибиционизм.


Храм Святого Саввы, как заветный храм сербского народа и его Церкви, не является подражанием формальному образцу или модели из нашей традиции зодчества. По духовному и историческому контексту, размерам и условиям его строительства этот храм занимает особое место и действительно находится за пределами всего, что могло бы быть его парангоном. По масштабам он полностью противоположен тому, что требовали нормы нашего исторического церковного зодчества; по типу – это городской кафедральный собор, иерархию которого предопределяет не только ранг иерарха, а – может быть, даже, в большей степени - статус государственного, политического, финансового и культурного центра, в котором он находится; по форме он является вечным памятником народа, его славы, искушений и упадков, а также исторического факта, что этот народ определился, само сознался и выжил через духовное и физическое единство со своей церковью; и, наконец – по содержанию – этот Храм, наряду с тем, что он эксплицитно посвящен Святому Савве – одновременно является и храмом всех сербских Святых и экспираторной мемориальной церковью всего сербского народа. Как таковой, он не может быть выражением только одной эпохи, он не может быть созданным в единственном и чистом стиле, не может быть простым по выразительности и выражаемом и не может быть идентифицируемым в отношении автора. С другой стороны, храм такой важности не может быть просто копией любого образца а также ни местом, в котором с археологической точностью регистрируют достижения прошлых эпох. Промежуток между этими предельными точками является показателем успешности предпринятого и доказательством того, что экспираторный пыл и духовное богатство слились, ведь Храм можно строить лишь при слиянии этих двух свойств. Иначе Храма не будет, будет только сооружение!


Развитие концепции.


Уже условия первого конкурса, проведенного в 1904 году, требовали, чтобы Храм обязательно был построен в сербско-византийском стиле, на площади в 2-2,5 тыс. м2. Так как конкурс объявлен безрезультатным, новый конкурс, объявленный в 1929 году исходил из решения Технического комитета из 1926 года, в котором предъявлено требование, чтобы участники конкурса разработали эскизы в свободном модернизированном сербско-византийском стиле Лазаревой эпохи (в основном)». Патриарх Варнава однозначно высказал свои ожидания: «Чтобы этот основной тип был разработан в настоящий Храм и кафедральный собор сербской православной веры и в такой храм, какой нам кажется, заслужил Савва Неманич. Мы хотим, чтобы в храме, при использовании мрамора, рельефов, украшений, мозаик и фресок, была представлена вся наша история, жизнь и события». Условия конкурса, объявленного в 1927 году уточняют, что храм должен «принимать 6.000 душ в нефе (помещении для верующих) из расчета 3 на 1 м2, а должен быть возведен в духе древней сербской архитектуры. Следует уделить внимание выполнению хоров, особенно с точки зрения акустики и не забывать о ней при разработке проекта... Создавая замысел - не скупиться, для получения монументального, но не слишком роскошного сооружения. В качестве строительного материала для наружной отделки использовать камень, а весь прочий материал для строительства – должен быть высшей прочности, в то время как его отделка внутри доверяется выбору участника конкурса.


Принято решение, о том, что ни одна из конкурсных работ не заслуживает первого места, второй наградой конкурса отмечена конкурсная работа Богдана Нестровича, а также принято решение особой суммой вознаграждения выкупить работу Александра Дероко, а к реализации рекомендовать слияние этих двух вообще полностью несовместимых работ. Таким образом, шагнули в своеобразный концептуальный туман, из которого вышли так, что конечный продукт все-таки больше был похож на работу Дероко, получившую конкурсное вознаграждение, чем на работу Несторовича, занявшую второе место. Большей частью это явилось результатом решения дилеммы: какое из двух сооружений – сербскую Грачаницу или Святую Софию в Царьграде следует выбрать образцом для строительства нового Храма. Выбрав второе, окончательно определились в отношении общей концепции внутреннего пространства. Наряду с тем, что решение внутреннего пространства Храма Св.Саввы явилось результатом автономного и аутентичного знания национальной традиции зодчества и творческого потенциала архитекторов (в связи с чем следует сказать, что личности Александра Дероко и Богдана Несторовича выделяются своей величиной среди других в эпоху их деятельности), это решение неминуемо должно опираться на определенный опыт строительства других подобных православных храмов. Однако, масштабы и характеристики задуманного заветного Храма не позволяют прямого применения традиционных моделей по простой причине – единственным образцом среди православных церковных сооружений, с которым можно его сравнивать, является церковь Святой Софии и Царьграде. В остальном, выбор довольно небольшой: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, Храм Христа-Спасителя в Москве, Храм Св. Александра Невского в Софии. Можно лишь предполагать, почему российские образцы не принимались во внимание в большей степени. Что касается Исаакиевского собора в Санкт Петербурге – это могло быть объяснено архитектурным стилем, т.к. он построен в стиле классицизма и поэтому, несмотря на то, что этот собор по площади равен Храму Св.Саввы, во всех иных отношениях он является воплощением эстетического начала и духа чуждого для сербской традиции сакральной архитектуры. Отчасти, это можно сказать и о Храме Христа Спасителя, чей эклектицизм 1930 года обязательно производил впечатление сверхвыраженности, а судьба которого при встрече с мрачной фигурой бывшего тифлисского богослова конечно производила страшное и странное впечатления. О софийском храме, предполагаем, не размышляли достаточно серьезно, кроме как в направлении превосхождения, причем этот храм площадью 3.200 м2 сам по себе предлагался как наглядный и неминуемый пример. Итак, оставалась Великая Церковь как бесспорный образец, о котором много обсуждали.


Храм Св.Саввы отличается от обычных (не только у нас) по тетраконхальной форме и объединенному внутреннему пространству. Такая концепция исходит из отсутствия визуальных барьеров, «текучести» плоскостей и уязвима в отношении одного вида опасности – монотонности повторения, которая легко может эстетику монументальности превратить в простую претенциозность. Второй образец, основанный на сербском монастыре Грачаница, действительно представлял собой пример совсем иного понимания внутреннего пространства, и возникшая борьба мнений специалистов была вполне понятна и конструктивна. Разрешив эту дилемму, концепцию храма утвердили как окончательную, а оставалось еще придумать способ, как избежать вышеупомянутой опасности. Над этим в той или иной мере работали все создатели архитектуры Храма.


Основы реализации.


Несмотря на то, что концепция Храма была утверждена уже в тридцатые годы 20-го века, трактовка этой концепции в большей степени зависела от понимания и личности проектировщиков, которым поручена реализация храма. Преемниками авторской группы, работавшей до Второй мировой войны, в составе которой были Богдан Несторович, Александр Дероко и Воислав Заджина, стали (после нескольких десятилетий вынужденного ожидания) проф. арх. Бранко Пешич, назначенный протомастером и автором вновь начатого строительства, вместе с арх. Лиляной Танасиевич и инж. Воиславом Марисавлевичем, назначенным на должность главного проектировщика. Эта команда авторов реализовала изменения, внесенные в подлинный проект и определила новую концепцию технологии строительства Храма. После относительно непродолжительного участия команды специалистов возглавляемой академиком Злоковичем, которая в основном занималась вопросами конструкции, разработка проекта и реализация поручены команде протомастеров проф. д-ра Воислава Миловановича, в которой главным проектировщиком была арх. Дубравка Пуача-Матович, а, начиная с декабря 2002 года, главным архитектором по внутренней архитектуре Храма назначен автор настоящего текста.


Невзирая на изменения в команде специалистов, привлеченных к разработке проекта и возведению Храма, невзирая на личный вклад и след, оставленный на строительстве этого сооружения каждым из специалистов, основой для создания служил и остается служить проект, разработанный авторами Несторович-Дероко. Ввиду того, что эти их проекты во время войны не полностью уцелели, а также необходимости приспособиться к радикальным изменениям в технологической концепции строительства, пришлось пересмотреть или модернизировать большую часть проекта, разработанного Несторовичем и Дероко. Однако, этот проект как основа реализации и корректив всех последующих вмешательств проектировщиков оставался и в настоящее время, несомненно, остается решающим, если идет речь о внешнем и внутреннем виде и функции Храма Св. Саввы на Врачаре.


Внутреннее пространство Храма Св. Саввы.


Концепцию внутреннего пространства Храма Св. Саввы в момент составления настоящего текста можно описать как идею, до момента реализации которой необходимо пройти длинный путь. На этом пути, на каждый отдельный аспект внутреннего пространства, архитектурного решения, выбора материала и определения деталей, необходимо преодолеть бесконечное количество согласований и компромиссов, включающих не только эстетические и канонические критерии, но и технологические, финансовые, динамические и правовые подробности и модели. Однако, всегда должна оставаться основная идея, обеспечивающая целостность проекта, и все последующие изменения, даже те решения, которые объективно являются отказом от этой основной идеи, все-таки исходят из основных положений этой основной идеи. Описание и комментарии концепции внутреннего пространства Храма, которые изложены далее в тексте, поэтому являются общей оценкой, а в какой степени это будет реализовано – в целом или в подробностях – будут знать только те, кто увидит завершенный храм, и впечатления которых будут мерой реализованного, по крайней мере, для того времени.


Описание внутреннего пространства Храма представим в одной из возможных логичных последовательностей: от алтаря, через неф, до параклита и места крещения, потом через преддверие и башни к глубине – к крипте, и напоследок – представим художественную отделку Храма и план иконографической концепции Храма как образа Славы Божией.


Алтарь.


Пространство алтаря в каждом христианском храме представляет собой центр, в сторону которого направлено всеобщее внимание, несмотря на то, какой повод для этого – сублимное чувство единения с воплощенной жертвой либо пораженность ритуалом и хореографией отправления. Им отделяется зона литургического восславления, и поэтому он становится сценой действия, в силу чего должен удовлетворять ряду требований, обусловленных указанными двумя аспектами.


В литургическом отношении пространство алтаря должно обеспечивать:


- пространство для подготовки пожертвований (проскомидию)


- пространство для эвхаристии (Алтарь, трапезная-рестол)


- пространство для епископа и пресвитеров в беме, то есть выме (Горнее место, Синтронон)


- алтарную перегородку (иконостас)


- Пространство сообщения между верующими и алтарем


- амвон


- пространство для проповеди;


Дополнительное функциональное содержание литургического пространства включает:


- пространство для подготовки службы дьяконов


- певчее пространство (клиросы)


- пространство престола


- пространство для одежды используемой при отправлении литургии и переодевания священиков отправляющих литургию (Скевофилакия-ризница).


В сценическом отношении, пространство алтаря должно обеспечить:


- достаточную видимость литургического пространства из нефа.


- необходимую обособленность – визуальную и акустическую в пространстве для пожертвований и пространстве в котором происходит «таинство».


- достаточное пространство перед иконостасом, в котором отправляют амвонную и заамвонную службу, входы и обращение к верующим.


Масштабы алтарного пространства впечатляют. Занимая площадь в 700 м2 – пространство алтаря превышает полезную площади нефа и алтаря в белградской Соборной церкви. Однако пространство функционально разбито на несколько участков, в том числе:


- Солея, возвышение пола перед иконостасом, простирающаяся на площади в 220 м2 (к чему следует добавить 84 м2 предсолеи). Облицована будет красным камнем в двух тонах. Это пространство является просцениумом на котором отправляют наиболее продолжительный этап священного действия литургии катихумена и литургии верующих. По сравнению с центральной точкой нефа, на наиболее выступающем участке северной части солеи расположено место для богослужения – трибуна, оформленная в форме столба с держателем для книги или текста, в виде орла с расширенными крыльями; отсюда прихожанам, пришедшим на литургический праздник, обращается клирик, произнося свою проповедь либо читая Послание. Немного глубже богослужения-трибуны, со стороны севера и юга солеи расположены две высокие полукруглые ниши, облицованные золотой мозаикой. Они являются местом размещения престола. Солея (лат. – престол, трон) названа именно так потому, что прежде в ней был расположен царский трон. Традиционно, со стороны севера размещают престол Богоматери, а со стороны юга – престолы властителя и иерарха возглавляющего церковную общину. Оба тронных места доминируют за счет высоких белых каменных плит-спинок, разукрашенных интарсией из темно-зеленого мрамора и красного оникса, с выдолбленным орнаментом; в верхней зоне этих плит расположены каменные розеты. А сиденья тронов сделаны из темно-красного порфирия. Над тронами со стороны юга будут расположены рондели (перси) с мозаичным изображением Св. Саввы, Св. Стевана Первовенчанного и Св. Анастасии, то есть первых сербских архиепископа, короля и святительницы. К тронам поднимаются по трем ступенькам к каждому, а для обслуживания тронов обеспечен доступ и со стороны северо-восточной и соответственно со стороны юго-восточной башни - за счет проходов скрытых за спинками тронов.


Определение размеров солеи в соборных храмах, каким является храм Св. Саввы – дело непростое, с учетом условий, необходимых при выполнении больших архиерейский литургий, в которых священнодействуют и участвуют многочисленные иерархи, пресвитеры и дьяконы. Пример храма Христа Спасителя в Москве свидетельствует о том, что иногда приходится даже расширить солею почти что на всем подкупольном пространстве. В храме Св. Саввы стремились к тому, чтобы дополнительное пространство для солеи обеспечить за счет удлинения ее двух плеч вдоль северной и южной стены восточного пространства нефа. Это явилось основной причиной смещения тронов в сторону ниш и особой трактовки клиросов (хоров). Перенесение хоров из северной и южной ниш явилось результатом изменения их концепции как стабильных мест. Поэтому хоры, по характеру выполняемого в этом месте священнодействия, считают подвижными местами. Во время всех служб, за исключением самых торжественных, хоры размещают на боковых краях солеи, то есть в пространстве за металлической перегородкой, разделяющей пространство под первым архивольтом проскомидии и дьяконника от самой солеи. При особо торжественном богослужении, когда пространство солеи требует помещения в нем расширенного состава участников литургии, пространство хоров переносят на уровень галереи северо-восточной и соответственно юго-восточной башни, за большие каменные бифории. Все данные позиции оснащены техникой записи и передачи звука.


История церковной архитектуры на Востоке свидетельствует о том, что амвон, возвышенное место на солее, с которого выступают дьяконы и пресвитеры, подвергся большим изменениям. В литературе упоминается, что в древнехристианских церквях существовали два амвона: северный – для чтения Евангелия и для проповеди, и южный – для чтения Апостолов. В порте Св.Софии сохранился один каменный амвон который по времени приблизительно совпадает с самой Великой церковью и который больше напоминает место для проповеди из более поздней эпохи (приподнятая площадка с боковыми лестницами и высоким парапетом). Согласно сохранившимся описаниям, видимо, амвон Св. Софии был кругообразной площадкой поднятой на столбы, с лестницей и парапетом, был окружен толосом из восьми колонн соединенных архитравом и обнят наружной парапетной оградой. Поэтическое описание Силентария такое: «И подобно острову возвышающемуся из морских волн...в центре просторной церкви возвышается высокий каменный амвон, украшенный своим каменным лугом созданным мастерством зодчего. И все же, он не совсем одинокий в центре пространства как остров, окруженный водой, а больше похож на какой-то участок материка, омываемый волнами, выступает наподобие полуострова среди волн в сторону морского центра....» От этой монументальной концепции амвона, видимо, довольно давно отказались, может быть потому, что является визуальной обструкцией в отношении Трапезы. В нашей церковной архитектуре доминирующей формой амвона является кругообразная каменная площадка немного приподнятая или на одном уровне с солеей. Принцип по которому количество ступеней амвона взаимосвязан с иерархией церкви (одна ступень – для обычной церкви, две – для епископской, три для митрополитской и четыре для патриархийской) редко применяли в действительности (редким исключением является именно белградская Соборная церковь, в которой амвон с пятью ступенями, чем компенсируется малая высота солеи!) В Храме Св.Саввы амвон приподнят на 45 см выше уровня нефа и расположен на центральном полукружном выступе солеи, итак ступени солеи являются его наружным пределом.


Пространство алтаря занимает полезную площадь в 314 м2.Центральна част представляет собой Трапезу то есть Престол Божий. Традиция нашей сакральной архитектуры, подкрепленная поздневизантийской практикой и последовавшей российской трактовкой этой практики требует, чтобы эту святыню полностью изолировать от взглядов верующих, кроме как через открытые царские врата и на тех участках Литургии когда катапетазмом не закрывают вид на обряд и участников святого таинства. Эта традиция, не основывающаяся на каноне, но освященная практикой, представляет собой значительное отклонение от начал ранней церковной архитектуры, хорошим примером которого является именно Великая церковь Св. Премудрости в Царьграде. Согласно результатам реконструкции и исследований, проведенных многими историками архитектуры, обобщенными Раулендом Мейнстоном , алтарное пространство церкви было отделено от наоса (нефа) относительно невысокой преградой, состоящей из низкого каменного парапета, над которым одинарный ряд алтарных икон, и которая заканчивалась простой архитравной балкой опирающейся на стройные колонны. Высота этой преграды не установлена точно, однако, имея в виду сохранившуюся преграду в римской церкви Св.Марии на Космедине (S.Maria in Cosmedin) или приняв во внимание импликации миниатюры Св. Флавиана в Менологионе Василия II (из X столетия), - можем предположить, что она составляла около 2,5 м. Это хорошо укладывается с сохранившимися фрагментами алтарной преграды в наших средневековых церквях, включая и архиепископские. В конкурсных и идейных эскизах Несторовича и Дероко бросается в глаза, что иконостас трактовали иначе. И что основная идея исходила из примера поздней церковной архитектуры, в которой иконостас считают абсолютной преградой, визуальным барьером, полностью отделяющим святыню алтаря от наоса (нефа) для лаиков. Монументальность Храма, крупные масштабы, характеризующие внутреннее пространство церкви – обусловили монументальную концепцию иконостаса, который конечно спроектирован как стена высотой приблизительно 17 метров, поддерживаемая сдвоенными колоннами и подчеркнутая высоким киворием над Царскими вратами. Такая концепция предопределила и точку зрения, что количество алтарных икон необходимо свести к минимуму (всего 3), но зато они по размерам монументальны. Побочным эффектом этой идеи явился полный визуальный блокад алтарной апсиды и окон на ней от пространства нефа. Этот блокад превосходит литургическую обусловленность, является серьезной проблемой и угрожает основной идее единого и целостного внутреннего пространства Храма. Вот почему и делались попытки найти иное решение. Первый протомастер строительства в период после Второй мировой войны, проф. арх. Бранко Пешич, сделал несколько эскизов, свидетельствующих о его размышлениях над вопросом: как возможно сократить высоту иконостаса, а подобными размышлениями занимался и проф. арх. Боривой Анджелкович. Окончательное предложение исходит из этих поисков, а также из стремления создать концепционную модель на основе конкурсных работ Несторовича и Дероко, пользуясь сравнительными решениями из Св.Софии, храма Христа-Спасителя в Москве и храма Александра Невского в Софии. Эта модель должна была прекрасно удовлетворять нормам литургическим и нуждам Храма Св.Саввы в отношении пространства. В таком смысле, исходили из констатации, что уже в идейных эскизах Дероко и Несторовича было предусмотрено существование кивория (первое решение Дероко предусматривает расположение кивория над Трапезой, в глубине алтарного пространства, однако – последовавшее совместное решение - сдвинуло киворий в сторону алтарной перегородки и включило сами Царские врата). Наличие кивория, невзирая на литургическую обоснованность, которая несомненна, предоставляет возможность найти решение проблемы монументальности, которая в силу размеров внутреннего пространства влияет на алтарную перегородку, а также необходимости избежать нарушения визуальной цельности пространства сверхподчеркнутым иконостасом. В случае Св.Софии киворий был расположен выше Трапезы, на которой находились четыре его колонны с пирамидальной сенью (небом). Он был относительно небольшой по размерам, в сравнении с общим внутренним пространством и представлял часть фокальной точки в которой совершалось таинство евхаристии. Между его размерами и размерами помещения существовала диспропорция, которая компенсировалось за счет символической весомости обряда совершавшегося под киворием. Трактовка кивория в московском храме Христа-Спасителя, невзирая на то, что основывалась на прецеденте Св.Софии, установила новый стандарт. Киворий стал монументальной частью иконостаса, то есть самим иконостасом; Царские врата стали теперь дверьми самого кивория, а Трапеза – его центром. Такой киворий представляет собой строительное сооружение с экстерьером и интерьером, а его пирамидальная кровля – визуальный центр всего Храма. Подобным образом был трактован киворий и в софийском храме Св.Александра Невского. В случае храма Св. Саввы предложено такое компромиссное решение, более близкое к софийскому примеру: киворий - сооружение, но он является частью иконостаса. Его форма приспособлена основной пространственной форме Храма – кругу и куполу. Его основание круговое (толос), а купол опирается на восемь колонн из зеленой брекчии и стилизован в виде средневековой куполообразной стеммы (камелаукиона). Киворий монументален так как у него общая высота 12 метров (без шара с крестом), однако он не закрывает латеральных видов на алтарную апсиду и не перегородил единое внутреннее пространство. В центре толоса, под символической кроной, находится Трон, сделанный из каменного блока. Престол освещает свет, попадающий на него из темени короны, а из купола этой короны, формируемого пропускающей решеткой из позолоченной бронзы с мотивами виноградной лозы и колосьев зерновых, свет распространяется вверх и освещает восточную каллоту с изображением Богоматери. В перистерионе над Престолом плывут крест и голубь из кристалла. С обеих сторон толоса, к северу и югу, простираются крылья иконостаса высота которых не превышает 7 метров, и которые не закрывают пространство полностью. На любой стороне иконостаса алтарную перегородку образуют два сегмента, а от перегородки до столбов северного и южного трифория алтаря, пространство ограждают низкие пропускающие парапетные перегородки из художественно отделанного металла, которые одновременно служат и как дьяконские врата и как проходы у малого и великого входа. Таким образом, алтарная перегородка сохранила свою традиционную форму и литургическую функцию, однако – появилась возможность восприятия внутреннего пространства Церкви как единого, цельного, ненарушенного. С внутренней стороны алтарной перегородки и части кивория, обращенного в сторону нефа, расположена опора катапетазмы, чем обеспечивается совершение таинства евхаристии в соответствии с литургическими нормами и каноном. Толос кивория открыт в сторону алтарного пространства для того, чтобы со всех сторон было можно обслуживать Престол. Так как алтарное пространство облицовано плитами красного камня в двух тонах, единственным акцент на нем составляет непосредственное окружение Престола под киворием, где пол отделан многоцветной каменной интарсией. В алтарной апсиде, под рядом апсидальных окон, расположен синтронон с верхним местом. Апсидальные окна, как и все наружные окна, через которые в Храм попадает естественное освещение, - остеклены бесцветным стеклом.


Это в духе того понимания, что Храм должен быть освещен светом Истины, о чем вдохновенно писал митрополит черногорско-приморский Амфилохий. Сразу под рядом апсидальных окон расположен каменный орнаментальный фриз, решение которого разработано арх. Александром Дероко, с мотивами работ сербских средневековых церковных мастеров-каменотесов. Этот фриз создает своеобразный каменный балдахин выше синтронона, галереи, с которой иерархи и пресвитеры слушают чтение Апостолов. Эта галерея дугообразная – одинарная (в отличие от амфитеатрального синтронона, какие существовали в больших цареградских церквах Св.Софии и Св.Ирены) и может принять от 12 до 16 священнослужителей святой литургии, сидящих на порфирных скамьях, в сторону стены облицованной темно-зеленым и красным камнем, разбитых в четыре группы тордированными каменными колоннами из розового мрамора. Центральное место отведено для священника совершающего богослужение и представляет собой высоко приподнятый каменный престол (Верхнее место, Верхний престол, Кафедра), роскошно разукрашенный тесанными орнаментами, каменной интарсией и мозаикой. Когда во время святой литургии на нем сидит иерарх, окруженный священнослужителями в синтрононе, он представляет собой самого Иисуса Христа окруженного Апостолами!


- Пространство сакристии, скевофилакион, обычно организован в пределах дьяконника и служит для хранения церковного богослужебного одеяния. В Храме Св.Саввы для таких нужд используют особый деамбулаторий, который с наружной стороны алтарной апсиды обводит Богослужебное пространство алтаря. В нем есть встроенные шкафы для хранения литургического одеяния, а также места для хранения личных предметов и оснащения совершающих богослужение клириков, а его площадь составляет 86 м2.


- Помещения: пастофория, проскомидия и дьяконник расположены в северной и соответственно южной части алтарного пространства, отделены от внутреннего пространства алтаря каменными трифориями с архивольтами. От солеи они отделены низкой парапетной преградой с дверьми, для ограничения доступа лаиков в алтарное пространство. В проскомидии под окном восточной стены находится каменная площадка (проскомидиарион, протесис, паратрапезон) для проскомидии. В этом же пространстве находится и лестница, по которой из алтарного пространства сводят в Крипту патриарха, а которыми пользуются только клирики. В дьяконнике предусмотрены места для хранения церковных сосудов, флагов и другой богослужебной утвари. В этом пространстве расположена и «тонущая» платформа по которой в крипту патриарха спускают гроб с останками усопшего протоиерарха после совершения заупокойной службы и поминальной мессы. Проскомидия и дьяконник имеют и отдельные входы, которыми могут пользоваться клирики, приходящие или уходящие из помещения алтаря, во избежание их прохождения через неф (наос). Доступ через эти входы контролируемый и не разрешен для лаиков, а связаны они прямо с малыми вратами на северо-восточной и юго-восточной башне.


Алтарное пространство полностью будет иметь встроенное отопление пола и будет оборудовано функциональным и декоративным освещением. Там будет помещаться и звуковая система, стационарные съемочные камеры а также пункт связи, передающий сигналы для колокольного звона, координирующий пение хоров и передающий все другие необходимые указания и команды вспомогательному персоналу во время богослужения. В пастофориях, освещение будет осуществляться от висячих бронзовых люстр, а алтарное пространство будет отдельно освещено прожекторами, в зависимости от того, какая служба совершается.


Наос (Неф).


Подобно тому как алтарное пространство одной церкви воспринимается как иконическая сцена на которой мистично совершается святое таинство, также и неф или наос Храма воспринимается как природное пространство верующих, как сжатый и символический показ Вселенной, восславляющей своего Создателя. В наосе верующие присутствуют богослужению, участвуют в бескровном жертвоприношении, направляют свою интимную и коллективную молитву, берут участие или присутствуют совершению святых таинств. Пространство наоса Храма Св.Саввы исключительно большое, как с точки зрения площади, также объема, а включает несколько зон:


- уровень первого этажа наоса (всего-навсего 1.578 м2 то есть из расчета стандарта: 3 человека на 1 м3, вместимость – 4.500 верующих)


- галерейное пространство наоса.


- пространство купола с сопровождающим его тамбуром и галереей тамбура.Несмотря на стратификацию зон по высоте, все они остаются составной частью единого пространства и синхронно формируют духовные и символические рамки дома молитвы.


Основной уровень наоса крестообразный, при этом рукава креста на востоке формируются алтарным пространством. А на других сторонах света - пространства преддверий храма. Крестообразная форма, которая поэтому менее заметна на уровне первого этажа – весьма заметна в верхней зоне, где ее выразительно подчеркивают площади больших конх (четвертей шара). Пол наоса будет выполнен многотонной каменной интарсией, в то время как стен будут облицованы темно-зеленым и красным камнем до высоты в приблизительно 7 метров. Перед большими угловыми пилонами, несущими тамбур и купол Храма, будут расположены большие бронзовые канделябры вокруг которых будут места для зажигания свеч. Из наоса четыре лестницы спускаются к крипте – по две в сторону северного и южного преддверия храма.


Западная галерея предназначена для хора. На ступенчатой площадке галереи будут установлены ограждения для хора, с мониторами для чтения нот с экрана, а также платформа для дирижера с электронным пультом управления, от которого обеспечивается постоянная связь с алтарным пространством и с деташированными группами хора. В задней части этой галереи расположены гардеробы хора, а на боковых доступных галереях будут постоянные выставки, посвященные хору храма, и соответственно производству колоколов и установке карильона на колокольнях.


Северная и южная галереи отведены верующим, а в порядке исключения – дополнительным хорам, журналистам, и должностным лицам. И эти галереи в передней части имеют ступенчатые платформы, обеспечивающие лучший вид на основной уровень наоса.


Все галереи освещены дневным светом за счет закругленных окон с каменной розетой, полы галереи частично обогреваются и оборудованы функциональным и декоративным освещением. Большие пилоны, которые несут тамбур с куполом – облицованы в сторону галерей белыми каменными плитами с декоративным рельефом., частично дополненным золотой мозаикой. На уровне галерей, на них открывают каменные бифории от которых открывается вид на основной уровень наоса. Бифории смотрящие в сторону алтаря на северо-восточной и юго-восточной башне галереи, как уже упоминалось, предназначены и для использования в качестве альтернативного клироса при крупномасштабных и особо торжественных богослужениях. Ограды галерей в сторону наоса образуют плиты из белого камня с тесанной орнаментальной декорацией и частичным золочением.


В глубине тамбура купола расположены две кругообразные галереи, одна над другой. Нижняя закрыта и в ней будет расположена постоянная выставка о том, как Храм строился. Верхняя – открыта и оттуда открывается бесподобный вид сверху на внутренность храма. Нижняя галерея доступна для посетителей по лестнице из северо-восточной и юго-восточной башен, при поднятии вверх через часть пологой бетонной арки, несущей купол. На ее стене в сторону внутренности Храма расположены большие кругообразные проемы через которые можно обозреть внутренность церкви. С наружной стороны (в сторону внутреннего пространства), эта стена облицована высоким кольцом из позолоченной бронзы, которое как диадема царской короны обнимает периметр калотты представленной самим куполом храма. Это роскошно декорированное и орнаментами разукрашенное кольцо является заменой вместо обычного висячего полиелея (хороса) и несет светильники освещающие подкупольное пространство под галереей, а также и сам купол над галереей. Внутри кольца будет эксплуатируемая дорожка обслуживания для персонала обслуживающего сети, а также части звуковой системы Храма. Причина по которой отказались от висячего хороса – та, что поняли, что размеры внутреннего пространства требуют таких монументальных размеров полиелея, которые (наряду с большой нагрузкой на конструкцию), даже и при оптимальном его положении в пространстве – визуально заблокируют довольно большую зону Храма от наоса к верхним зонам, и от галерей ко всем важнейшим направлениям. С верхней, открытой галереи - можно выйти на наружную галерею Храма, откуда бесподобный вид на Белград. Она обеспечена пропускающей металлической и защитной стеклянной оградой, а с этой высокой точки на холме Врачар в ясную погоду можно видеть большую часть территории столицы. Внутренняя часть этой галереи является самой высокой точкой, к которой посетители могут подняться и одновременно – это место, откуда внутренняя поверхность храма видна как на ладони. А подкупольная зона Храма видна с высоты птичьего полета. Отсюда аварийной лестницей можно пройти во внутренность конструкции купола, а через него и к подножию большого позолоченного креста Св. Саввы, доминирующего Храмом и силуэтом города. Галерея окружена рядом окон остекленных бесцветным стеклом, для того, чтобы свет Дня господнего освещал пространство купола и окружал образ нашего Господи. Открытая галерея в отдельных случаях используется и для расположения специального хора, голоса которого с высоты окружают образ Пантократора на куполе (подобно голосам херувимов и серафимов, окружающих Создателя), и спускаются к верующим, сплоченным в молитве в наосе и на галерее. По периметру купола, а также на кольце соединяющем пандантифы под тамбуром, установлены особые акустические тигели, которые должны обеспечить хорошее распространение звука и устранять эхо.


Часовня и баптистерий.


На уровне южной галереи Храма расположен один параклис, который в момент составления настоящего текста все еще не имеет определенного посвещения, однако – есть предложение посветить его Святейшей Богоматери, защитнице афонских монастырей. Этот параклис предназначен в основном для небольших богослужений и некоторых таинств (как, например – помолвка и венчание), но также и для молитвы и уединения тех, кто желает обратиться к Богу без присутствия многих. Это капелла с одним нефом, подход к которой – от пространства юго-восточной башни. Вдоль стен установлены стасидии, а иконостас – из резьбы по дереву. Дневной свет поступает в этот параклис через окна на восточной и южной стороне, а освещение – за счет висячих полиелев из бронзы.


На уровне северо-восточной галереи, симметрично параклису, находится большой баптистерий, в восточной части которого, под куполом находится каменная купель. Это помещение предназначено для обрядов крещения с большим количеством присутствующих, и освещается от окон на восточной и северной стене капеллы и соответственно светильниками в бронзовых полиелеях.


Преддверия храма и башни.


Преддверия храма (нартекс, пронаос, парадисос, паперть, притвор, женская церковь) являются зонами подхода, прежде они были предназначены в первую очередь для катихуменов, и располагались на западной, северной и южной стороне Храма. Это просторные помещения (заднее преддверие храма занимает площадь в 390 м2, а северное и южное – по 330 м2 каждое) в которые входят через порталы а под ними подразумевают на каждой стороне по одной центральной большой двустворчатой двери и по нескольким меньшим боковым также двустворчатым дверям. Наружная дверь защищена козырьком из безопасного стекла для защиты внутренности храма от прямого удара ветра при открытых наружных дверях. Из преддверия храма входят в наос храма через колоннаду - по четыре монументальных колонны из зеленого камня. В преддверии Храма, пол которого обогреваемый, находятся лавки где продают свечи и другое нужное для верующих, помещения для техобслуживания Храма, а также и маленькие баптистерии (на северной и южной стороне) и место исповеди (на западе). Здесь находятся и места для зажигания свеч и электронные датчики места, на котором записано имя дарителя Храма.


Полы преддверий - из многоцветной каменной интарсии, в то время как стены до высоты семь метров облицованы каменными плитами. Преддверия будут освещены висячими бронзовыми полиелеями и настенными бронзовыми вандармами. Металлические перегородки отделяющие отдельные помещения от единого помещения преддверия храма будут выполнены из художественно оформленных металлических элементов и остеклены витражным стеклом. В маленькой юго-западной башне западного преддверия находится служебный лифт который облегчит участникам хоров выход на место на галерее.


Из преддверий храма можно пройти прямо к большим башням на углах наоса. В башнях расположены лестницы, по которым осуществляется связь между разными уровнями; в северо-восточной и юго-восточной башне находятся лифты для посетителей, для поднятия до уровня галерей (хоров и соответственно нижней галереи тамбура купола храма). У каждой башни есть свой наружный вход, который смотрит в сторону северного и, соответственно, южного сегмента порты. Вход на северо-восточной башне, как правило, используется клиром, в то время как вход на юго-западной башне могут использовать священники и другие должностные лица, присутствующие службе в Храме. На стенах лестничных клеток в башнях записаны имена всех дарителей Храма, тем самим их имена остаются навсегда и становятся частью самого заветного храма. Небольшие помещения в башнях используются в качестве иконотеки, как кладовая церковного инвентаря, технические помещения и камера технического обслуживания объекта.


Крипта.


Еще во время определения концепции храма, принято было решение посвятить погребальную церковь в крипте Святому Князю Лазарю. От монументальной концепции крипта, какой ее спроектировали Богдан Несторович и Александр Дероко, -отказались по техническим причинам. Новая крипта, высота которой составляет 6 м, обусловила изменения первого проекта, однако – осталась в силе идея функции оригинальной крипты. Поэтому помещение крипты, которая обладает свойством чтения и сохранения памяти о тех, кто своей жизнью стали образцом и светилом Христоносного народа, организовано по зонам которые путем перенесения средств подчеркивания от одной к другой - подчеркнуты по очереди, указывая непреходящую доблесть подвижничества.


Центральное место в крипте отведено погребальной церкви Святого князя и мученика Лазаря. Она расположена под восточным рукавом крестообразного плана Храма, занимая площадь в 280 м2, с алтарем под киворием алтаря Храма. По декорации и мотивам, ее иконостас напоминает образ Святого Князя. Внутренняя организация алтарного пространства простая и цельная – без отдельного помещения для пастофориев. Солея низкая, ввиду ограничения по высоте, и не особенно просторная. Церковь с тремя нефами, но боковые нефы предназначены для мест погребения, в то время как центральная часть посвящена верующим. Из погребальной церкви, бронзовая дверь с обеих сторон алтаря ведет к Крипте патриарха, в которой хоронят протоиерархов Сербской Православной Церкви. Она состоит из двух помещений расположенных под скевофилакионом и синтрононом Храма и занимает площадь в 270 м2. В каменных саркофагах - усыпальница в которой хранят останки которые после заупокойной службы и поминальной мессы в Храме - спускают в эту крипту «погружающейся» платформой из дьяконникак, в то время как священники принявшие участие в службе сходят из проскомидии в крипту по лестнице. Зона крипты под скевофилакионом оборудована защищенным техническим лифтом который соединяет с тротуаром перед апсидой Храма. Крипта патриарха освещается свечами и электрическими светильниками на бронзовых вандармах.


На западной стороне погребальной церкви Св. князя и мученика Лазаря находится декоративная перегородка и из художественно оформленных металлических элементов по всей высоте, с двустворчатой дверью через которую входят в эту церковь. Она отделяет пространство церкви от Крипты великанов и при необходимости, ее можно открыть широко для того, чтобы увеличить пространство погребальной церкви для входа большего числа верующих. Крипта великанов является большим гипостильным залом с тремя нефами, площадь его 569 м2, простирается в направлении север-юг.


Это помещение предназначено для захоронения тех православных христиан, которые заслужили это перед сербским народом своей жизнью и деятельностью и это не потеряло значения со временем. Места захоронения расположены в травеях боковых нефов, в то время как центральный неф свободен для движения. В Крипту великанов входят трехмаршевой лестницей со стороны севера наоса Храма, а выходят по такой же лестнице на южной стороне. Под лестницей расположены технические помещения. Пол Крипты великанов, а также церкви Св. князя Лазаря будет сделан из многоцветной каменной интарсии. Крипт великанов освещается кадилами и бронзовыми потолочными и настенными светильниками и оборудована вентиляционной техникой.


Западная часть крипта, отделенная от Крипты великанов декоративной металлической перегородкой по всей высоте представляет собой сокровищницу в которой хранятся воспоминания, следы истории, веры и Церкви. В витринах встроенных в стены этой сокровищницы, за безопасным стеклом хранятся драгоценности Сербской Православной Церкви. Между витринами и над ними экспонируются сохранившиеся фрагменты живописи из наших разрушенных монастырей и церквей. Пол ризницы является реконструкцией пола из монастыря Св.Архангела возле г. Призрен. Эти материальные памятники духовной величины а также останки тех людей, которые своей верой и деятельностью заслужили славу своего народа и Божиего закона, - сделали из крипты не мир мертвых а напоминание о том, что путь к вечной жизни открывается уже за время существования на этом свете. В этой сокровищнице, площадь которой составляет 224 м2. Пол – обогреваемый, а освещение дискретное и направленное на экспонаты, чтобы не нарушать спокойствие, соответствующее упоминанию о святости жизни.










   






Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС в 2013 году

Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС

Видеоролик анонсирующий Второй Форум Всероссийской программы «Святость материнства»

Видеосюжет информационной программы "Пульс" ТК "Переславль"

Видеосюжет ФАП о принесении Пояса Богородицы в Россию






















Программа "Просите мира Иерусалиму". 2011 год

Программа "Просите мира Иерусалиму". 2010 год

Конференция «Наука. Философия. Религия.»

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России. Май- июнь 2008 года

"Просите мира Иерусалиму!" 2008 год

Программа "Восстановление памятника россиянам в Галлиполи (Гелиболу)"

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России

Принесение мощей апостола и евангелиста Луки

"Просите мира Иерусалиму!" 2007 год

Возрождение Марфо-Мариинской обители. К 100-летию со дня основания

Принесение десницы Иоанна Крестителя

Год Ф.М.Достоевского

"Просите мира Иерусалиму!" 2006 год

85-летие исхода Белой армии из России

150-летие завершения героической обороны Севастополя

625-летие победы на Куликовом поле

Принесение мощей святых прпмч. Вел. кн. Елизаветы и Варвары

Распятое Косово

"Просите мира Иерусалиму!" 2005 год






Приветствие В.И. Якунина и М.Ю. Байдакова участникам форума

Приветствие В. И. Якунина участникам XVI конференции «Наука. Философия. Религия»

Программа конференции «НАУКА. ФИЛОСОФИЯ. РЕЛИГИЯ»







7-24 августа прошла седьмая трудническая экспедиция на остров Анзер

13 июля 2011 года, Торжественный прием в честь лауреатов международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность» и почетных членов Фонда Андрея Первозванного.

22 мая 2011года, Суворовские дни в Италии






Житие и Хождение Даниила, Игумена Русской Земли

М.И.Якушев: В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия выиграла битву за святые места Палестины.

Н.В.Масленникова. Концепция богоизбранности художника в лирике А.С.Пушкина.





Шейхуль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин

Председатель Центрального духовного управления мусульман России, Верховный муфтий



Милованова Ольга Владимировна

Председатель Тюменского областного отделения Общероссийской общественной организации семей погибших защитников Отечества. Член Общественной палаты РФ от Тюменской области



Высокопреосвященнейший Амфилохий

Архиепископ Цетинский, митрополит Черногорско-Приморский – архиерей Сербской Православной Церкви. Награжден «За подвижническое служение по сохранению христианских святынь и действенное сотрудничество во имя мира и общественного согласия между народами». Награждение 2006 г.




Вербицкая Людмила Алексеевна

Ректор Санкт–Петербургского Государственного Университета. За многогранную деятельность по сохранению и развитию русской культуры и русского языка, активное содействие в укреплении позиций российской системы высшего образования в мировом университетском сообществе. Награждение 2007 года.




Блаженнейший Диодор (1923 - 2000)

Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины. Награжден Международной премией Андрея Первозванного в 2000 году за неустанное укрепление живой духовной связи между Святой Землей и Россией.




Каримов Ислам Абдуганиевич

Президент Республики Узбекистан.
Награжден Международной премией Андрея Первозванного в 2003 году за выдающийся вклад в развитие диалога цивилизаций.











© Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного

Все права на материалы, находящиеся на сайте www.fap.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании метериалов сайта, ссылка на www.fap.ru обязательна.

     e-mail: fap@fap.ru

О фонде
Житие Апостола Андрея
Комитет по международной премии

Миссионерский отдел
Форум
Архив