Апостол Андрей Первозванный

Партнеры фонда

Издательство Сибирская благозвонница

О фонде
Хроника
Пресс-центр
Проекты
Комитет по международной премии
Миссионерский отдел
Житие апостола Андрея
Фоторепортажи
Форум
Архив




29 мая (16 мая ст.ст.) - Вознесение Господне. Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца


Ангельскому житию поревновав, преподобне,
вся земная оставив, ко Христу притекл еси
и, Того заповедьми ограждся,
явился еси столп непоколебим от вражиих нападаний.
Тем зовем ти:
радуйся, Ефреме, светило пресветлое








Поздравление председателю попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства», вице-президенту ФАП и ЦНС Н.В. Якуниной с Днем рождения


В Москве возрождается день «Белого цветка»


В рамках «программы-200» в Москве согласована документация на 61 участок под строительство модульных храмов


На московском подворье Православной Церкви в Америке молитвенно почтили память жертв теракта 11 сентября 2001 года


Митрополит Волоколамский Иларион рассказал журналистам о перспективах созыва Всеправославного Собора






Российская газета

РИА «Новости»



Гудок: общероссийская транспортная газета

Православное общество (братство). - http://www.radonezh.ru

Религия и СМИ

Правая.ру

АиФ

Церковный вестник. Официальное издание Русской Православной Церкви

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Нижегородская епархия

Русское афонское общество

Фонд Серафима Саровского












Статьи


Дмитрий Достоевский: Интереснее окунуться в гущу жизни...

Минувший год был объявлен ЮНЕСКО Годом Достоевского, поскольку отмечалось сразу несколько знаменательных дат, связанных с именем писателя, – 500 лет роду Достоевских, 185 лет со дня рождения Федора Михайловича, 125 лет со дня его смерти, 145 лет роману "Униженные и оскорбленные", 140 лет роману "Преступление и наказание", 135 лет роману "Бесы", 125 лет роману "Братья Карамазовы"... Дмитрий Достоевский, правнук писателя, рассказывает о представителях знаменитого рода (газета "Россiя", 18-24 января 2007 г., № 2).



– Дмитрий Андреевич, я слышала, что в вашей трудовой книжке указано 18 профессий...

– Обычно я говорю: "У меня профессии – от алмазчика до водителя трамвая". Сейчас я работаю консультантом в Петербургском музее Достоевского. У меня нет высшего образования. Иногда я думаю, что зря это сделал, у меня было достаточно знаний, чтобы спокойно сдать экзамены и поступить туда, куда я хочу. Но когда я окончил школу и надо было поступать в институт, мне показалось, что интереснее окунуться в гущу жизни и попробовать себя там, сям...

Собственно, этим делом я и занимался всю свою жизнь. И когда в перестроечное время трудовая книжка попала ко мне в руки (обычно она в отделе кадров лежит), то оказалось, что у меня 18 профессий. Это иногда очень помогало в жизни.

Помните 1990 год, пустые прилавки и все такое прочее? Было очень тяжело. И вдруг меня приглашают в Германию на открытие Общества Достоевского. Открытие – всего один день, а дальше что? А дальше я думаю: "Ага, я умею очень многое. Я найду здесь работу".

Когда я работал в Германии, помогая своей семье посылками оттуда – это был период такой посылочный, немцы все время спрашивали: "Чего в России нет, что нам посылать?" Во всех газетах, в том числе и в Германии, было опубликовано специальное горбачевское письмо на Запад с просьбой о помощи, о котором у нас мало кто знал. Я помогал, подсказывая, какие продукты нужны в России. Называя, например, гречку, я исходил не только из своих личных пристрастий, но имел в виду и нужды всей страны.

Немцы очень хотели помогать кому-то конкретно, а не безадресно. Им было важно не только помогать, но и сдружиться, обмениваться письмами. Когда я возвращался из отпуска в Гамбург, одна пожилая супружеская пара попросила меня передать немцу, который им помогал, письмо и "большое спасибо".

Почему я это вспоминаю? Федор Михайлович всегда говорил: "Останавливайтесь на каких-то ярких точках в своей жизни, держитесь их, и тогда у вас будет все хорошо в жизни".

В гостях у этого пожилого немца мы с ним выпили, и я услышал от него нечто меня поразившее... Обычно немцы стараются не признаваться в том, что воевали в России. Многие говорят: "А я во Франции воевал", хотя на самом деле, может быть, и в России. А тут я впервые в Германии услышал от него, что он воевал в России. И, видимо, круто повоевал, потому что был без руки и без глаза. "Я все это потерял под Сталинградом", – признался он и вдруг добавил: "Родину не выбирают. Я родился в Германии. Я немец. Но если бы можно было выбирать, я бы хотел родиться в России".

Меня это тогда так поразило. Я подумал: "Ты же к нам пришел как завоеватель, с ружьем. Что ж такое в России, что тебя заставило такую фразу на склоне лет сказать?" Меня это, конечно, очень порадовало, просто как патриота своей страны. Но, правда, я не смог раскрыть его до конца, хотя для меня не представляет трудности общаться на немецком языке на самые разные темы. Я даже выступал в философских обществах. Способность к языкам у меня с детства. Но я очень расстроен тем, что мама моя, которую с младых лет учили французскому языку (она все-таки из дворян), видимо, рановато взялась учить меня французскому - и напрочь отбила желание его изучать.

– Не так давно вам исполнилось 60 лет. Где вы отмечали юбилей?

– В Новгородской области, в моем любимом Доме-музее Достоевского в Старой Руссе, где его директор Вера Ивановна Богданова вместе со своими сотрудницами создает необыкновенно уютную, почти домашнюю атмосферу. Собралось много ученых, говорили в мой адрес хорошие слова, а представитель Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы специально привез для меня из Москвы книги и икону святого апостола Андрея. В этом году на симпозиуме он же преподнес мне икону Иоанна Крестителя, десницу которого делегация этих общественных организаций привозила в этом году из Черногории в Россию, Украину и Беларусь.

– Известно, что многие наши современники, оторванные в советские безбожные годы от Церкви, пришли к Богу, прочитав Достоевского. А как это произошло с вами?

– Моя мама, родившаяся до 1917 года, как и все русские люди, была крещена. Но она восприняла советскую действительность как некую данность, в которой ей приходилось жить. Она старалась максимально обезопасить свою и нашу жизнь. Она просто боялась. Боялась из-за того, что вышла замуж за Андрея Федоровича, потомка "архискверного Достоевского" (как называл его Ленин. – И.А.), боялась крестить детей.

Родив близнецов - меня и мою сестричку Иру, мама никак этого не ожидала. Как она потом призналась, у нас было одно одеяло на двоих. Рожденные в 1945 году, мы, как все "военные дети", были ослаблены и месяца через три после нашего рождения оба заболели воспалением легких. Так получилось, что Господь оставил меня как продолжателя мужской линии, а Иру забрал. Однажды мама привела меня на могилку, где была похоронена Ира, и сказала: "Это твоя сестричка". Я же ее совсем не помню, три месяца, понимаете. А потом и маму там похоронили. Надеюсь, что когда-нибудь и я туда вернусь.

– Это в Петербурге?

– Да, в Петербурге на Сходненском кладбище. Теперь там прибавилось Достоевских, потому что там вся семья Андрея лежит. Шесть могил Достоевских. У Федора Михайловича было три сестры и три брата. И все ветви прекратились, только вот эта наша маленькая веточка осталась.

– Когда и где вы крестились?

– Я крестился в Георгиевском храме в Старой Руссе то ли в 44, то ли в 45 лет, то есть в достаточно взрослом состоянии. Отмечать мой юбилей мы решили в Старой Руссе, где произошло одно из самых важных событий моей жизни – крещение. А на путь веры меня толкнула такая ситуация. Я заболеваю. Мне 25 лет, у меня рак, меня оперируют, меня держат в больнице полгода, в меня стреляют пушкой, применяют химиотерапию. Я, как могу, борюсь с этой болезнью. Я лежал в Онкологическом центре на улице Чайковского в Ленинграде. Когда меня везли на операцию, я сказал: "Вы меня не приготовили, я боюсь". Мне говорят: "В твоей бумажке написано "cito". Ты знаешь, что такое "cito"? Это по латыни значит "немедленно", "срочно". И мы хотим тебя спасти". Я говорю: "Ну, хорошо, спасайте меня". То есть в этот момент речь шла о жизни и смерти.

Мистическим образом в этот момент в Петербурге оказался переводчик из Японии, который переводил Достоевского. Япония тогда была наиболее передовой страной в сфере производства лекарств от рака. Моя мама, ныне покойная, обратилась к нему с письмом, в котором просила спасти потомка Достоевского (потом ее письма я передал в музей). Когда я буквально через неделю (в советское-то время!) принес коробку с лекарством заведующей нашим отделением, она не поверила, что это возможно, и сказала: "Это лекарство мы через Москву поименно заказываем! Вас не было в этом списке. И вдруг через неделю вы приносите это лекарство!" И вот тут я с большой гордостью сказал: "Ну, я же Достоевский. Я потомок Федора Михайловича, которого знают во всем мире. Поэтому естественно, что этот мир готов помочь мне дальше жить". Это один аспект. А другой аспект связан с моей мамой, которая спустя 50 лет после своего крещения пошла в церковь вымаливать жизнь сына. Я считаю, что вторая причина того, что я остался жив, – это молитва моей матери. Она забыла все, что полагается делать в церкви. Она просто как мать обратилась к Богу: "Господи! Спаси моего сына! Оставь его в живых!" Не формальность в отправлении (я сейчас грубо скажу) обрядов, а душа, вера и душа, прямое отношение к Господу Богу является главным в том, чтобы Господь помог тебе. В том числе помог Он и мне – и не раз.

Во время лечения та самая начальница отделения мне прямо сказала: "Дмитрий Андреевич, мы вас сейчас отпускаем, но мы вам подожгли пушкой желудок, у вас могут быть с ним проблемы, то есть язва и прочее". То я и получил. Я мучился страшно. Но самое тяжелое и противное было то, что когда я приезжал в Старую Руссу (а я за двадцать лет всего один или два раза пропустил Достоевские чтения), мне приходилось уезжать на 2-3 дня раньше. У меня начинались страшные боли из-за того, что старорусская вода совершенно иная, чем ленинградская.

И вдруг однажды меня что-то привело к Георгиевской церкви, прихожанином которой был Федор Михайлович. Бабушки надраивали пол, службы никакой уже не было. Умом я понимал, что приперся сюда совершенно не вовремя, никого из молящихся здесь нет, только я один. А сердце в этот момент было устремлено к Старорусской иконе. Я почувствовал, что мне надо подойти именно к этой иконе (этот образ Пресвятой Богородицы считается чудотворным. – И.А.). Я подхожу. Происходит некий катарсис. Я, взрослый мужик, заливаюсь слезами – донельзя, до неудобства. Я ухожу из церкви, совершенно не понимая, что со мной произошло.

Проходит день. По старой памяти я ожидал, что в этот день надо будет уезжать... И тут я обнаружил, что никакой боли нет. Мало того, я совершенно здоров и даже ощущаю в себе подъем сил. Я остаюсь на этот день, слушаю доклады. На следующий день после оставшихся докладов происходит закрытие чтений и банкет, на котором присутствует вся администрация города. Все в некоем недоумении: "Дмитрий Андреевич! Вы, наконец, побывали на нашем прощальном банкете. Как это приятно!"

И я понимаю: надо же, я дождался окончания чтений. С тех пор прошло пять лет, и у меня как будто этой болезни и не было. По благословению священников Георгиевской церкви я все время везде и всюду говорю об этом чуде. И я очень рад, когда ко мне подходят люди и говорят: «Знаете, со мной произошло то же самое, что и с вами».

Необязательно болезнь, но какая-то жизненная проблема разрешилась после молитвы у Старорусской иконы Божией Матери. Вот такая ситуация.

– Расскажите немного о детях Достоевского.

– Когда праздновался юбилей моего отца, я позволил себе сделать доклад о его жизни. Это, конечно, весьма трудная задача, потому что человек, носящий фамилию Достоевский, должен прожить свою собственную жизнь и вместе с тем всегда помнить, что он потомок Федора Михайловича, который сказал всему миру очень важные слова.

Закончив в 19 лет Инженерное училище, Федор Михайлович сразу заявил: «Я этой профессией не буду заниматься, а буду писателем». Его сын Федор тоже быстро нашел себя – всю жизнь лошадьми занимался. Был достаточно известным специалистом по лошадям, опубликовал много статей в императорском коннозаводческом журнале.

Когда узнают, что был еще и третий Федор – внук писателя, к сожалению, рано умерший, часто задают вопрос: «Почему столько Федоров? Федор Михайлович, Федор Федорович?» Оказывается, на Руси по традиции старшего сына называли именем отца, рассчитывая на многодетность. Но Федор Михайлович поздно завел семью, и много детей у него не могло быть, хотя трое из четверых его детей прожили полную жизнь.

Правда, покинули этот мир весьма печально. Дочь Достоевского Люба умерла в 1924 году в Италии. За несколько дней до смерти ее посетил консул Чехословакии, который тогда очень помог Любе.

Сравнительно недавно мы обнаружили письмо, в котором он писал: "Я должен признать, что дочка всемирно известного писателя умирает в нищете". Сын Федор при таких же обстоятельствах умер в Москве. Ему было 60 лет, а ей 62 или 63 года. Вообще удивительная штука.

Я для себя отметил, что место рождения играет в жизни человека некую мистическую роль. Федя родился в Петербурге и, оставаясь русским человеком, вообще не хотел ехать за границу, хотя мать его упрашивала: "Поезжай, деньги есть, посмотри, как другие живут". А он: "Нет, мне России вполне достаточно, я лучше в баню схожу". Примерно так написано в тех письмах, которые я читал в Пушкинском доме. А Люба, которая родилась на Западе, взяла и уехала из России навсегда, сказав маме, что едет ненадолго лечиться. Исколесила всю Европу, потом заболела и умерла в Италии, в Больцано, это на границе с Австрией. Итальянцы чтят имя Достоевского, и единственным прахом, который они перенесли на новое кладбище, был прах Любы Достоевской.

– А где похоронен Федор Федорович?

– Он умер и похоронен в Москве. К сожалению, его могила исчезла, и вот сейчас мы пытаемся ее найти. Один психолог из Москвы, который постоянно делает доклады на чтениях, обнаружил, что на месте, где в 1924 году был похоронен Федор Федорович, сейчас могила другого человека. Собрав подписи на письме, мы с согласия директора кладбища собираемся открыть памятный знак на краю квадрата, где был похоронен сын писателя. Есть некие подсказки моей бабушки Екатерины Петровны и фотографии этой могилы. Вроде бы все совпадает. Может быть, мы установим, хотя бы приблизительно, место его захоронения. Вот такие очень разные судьбы двух детей Федора Михайловича. Одна покоится на Западе, другой здесь у нас, в России.

– Дети не делали попытки идти по стопам своего великого отца? – Люба заявила, что тоже хочет быть писательницей. «Почему все говорят о моем папе и никто не говорит обо мне?» – спрашивала она. Пытаясь стать писательницей, Люба на этом сломалась, увидев, что написанные ею книги мало кто читает. Это была очень большая трагедия для нее. Может быть, поэтому она покинула Россию и умерла на чужбине.

У нее не получалось, и она зациклилась на поговорке, которая была очень популярна в ее время: "На потомках природа отдыхает". Она решила, что именно на ней отдыхает природа. Из-за всемирной известности отца, наступившей в пору ее взросления, она не смогла выйти замуж, отдаляя от себя молодых людей, которые хотели познакомиться с ней. Ее интересовал губернатор Старой Руссы, она ожидала его благосклонного отношения к ней. Она писала матери, что встретила у поезда на железнодорожной платформе губернатора, а он на нее совсем не обратил внимания. Хотела она дружить и с потомком Толстого, но и из этого тоже ничего не вышло. Да и вообще она, конечно, была очень сложной натурой. Сам Достоевский недоуменно писал о семилетней или шестилетней Любе: "Что с ней будет? В ней есть некоторые черты, которые меня очень беспокоят".

Сын писателя Федор Федорович, мой дед, был совершенно другим. Он мне как-то ближе. Когда Федор Михайлович уехал в Москву на открытие памятника Пушкину, где он произнес свою знаменитую «Пушкинскую речь», Анна Григорьевна писала ему: "Мне никак не сладить с Федей, он все время убегает, я застаю его с мальчишками на улице, он интересуется лошадьми".

А он ей в ответ: "Купи ты ему жеребенка, будет чем заняться, и он перестанет убегать из дома". Что и было сделано. И в следующем письме, надеясь, что сыну уже купили жеребенка, Федор Михайлович просит поцеловать его наравне со всеми. Это было почти мистическим, пророческим предсказанием того, что Федор Федорович всю жизнь будет заниматься лошадьми.

В столь малом возрасте отец совершенно точно определил главный интерес жизни своего сына. Я обнаружил очень длинное письмо Федора Федоровича, которое, по сути дела, является рассказом о русской бане. У меня есть сокровенная мечта – опубликовать когда-нибудь письма, написанные после смерти Федора Михайловича Анной Григорьевной к детям и детьми к Анне Григорьевне. Большое количество этих писем хранится в Пушкинском доме. Изучая их, я то и дело натыкался на воспоминания о том, как дети жили и росли при отце.

Делал я сообщение и о жизни Анны Григорьевны. Еще меня весьма интересует система воспитания Достоевского. Я уже выступал по этой теме и теперь перерабатываю свой доклад, дополняя его новыми находками.

– Что самое основное в системе воспитания Достоевского?

– Система огромная, совершенно уникальная. Немногие ею воспользовались. Вообще, педагогическая наука не пошла по стопам Достоевского. Прежде всего, он никогда в своих письмах к Анне Григорьевне не использовал слово "воспитывать", а употреблял совершенно другие слова – "наблюдай", "веди".

Его принципом было не подтягивать детей на свой взрослый уровень, облегчая свое собственное существование, а понимать ребенка. И это приносило прекрасные плоды. Анна Григорьевна вспоминала о том, что он не мог пройти мимо любого ребенка, чтобы не начать говорить с ним, переводя на детский язык достаточно серьезные мысли. Однажды, вспоминала Анна Григорьевна, они ехали то ли из Старой Руссы, то ли в Старую Руссу и едва вошли в вагон, как услышали плач ребенка, и Федор Михайлович тут же исчез. Вскоре ребенок затих, и Анна Григорьевна увидела его беседующим о чем-то с Федором Михайловичем. Она была несколько недовольна тем, что он забыл о ней и сразу полетел к ребенку, и увела его в свое купе.

Недавно я обнаружил записи о поездке на пароходе в Рязань. Там была земля, часть которой должен был унаследовать Федор Михайлович. Они тогда занимались своим наследством. И на палубе чей-то ребенок точно так же скандалил, плакал и, видимо, был не в своей тарелке. Федор Михайлович довольно-таки долго занимался этим ребенком, несмотря на то что с ними были четырехлетний Федя и шестилетняя Люба, т.е. он оставил своих детей и побежал выручать чужого ребенка. Конечно, это была уже определенная им собственная метода в отношении к своим детям.

Вообще, Федор Михайлович очень переживал из-за того, что дети у него поздние, что он не сможет вырастить их. В конце жизни он вновь стал жить в Питере, где жил и его брат Андрей, дети которого были уже достаточно взрослыми. "Как бы я хотел, чтобы мои маленькие дети были похожи на твоих самостоятельных детей", – писал Федор Михайлович брату. Но он понимал, что из-за своего возраста сможет не увидеть своих детей взрослыми. Это, конечно, была для него большая трагедия. Так что эта тема еще не до конца исследована. Я собираюсь продолжать заниматься ею.

– Вы не только выступаете с научными докладами, но и снимались в фильмах, играли в театре. Что вам больше всего нравится делать?

– Больше всего люблю воспитывать внучек, которых однажды я привозил в Старую Руссу на Достоевские чтения. Верочка – уже школьница, Анечка ходит в детский сад, а Машенька родилась 23 ноября 2006 года. Конечно, все мы хотели бы дождаться внука. У меня один мальчик, и я всегда мечтал о девочке. Вот теперь у нас три очень симпатичные девчонки. Уже сейчас я готовлю их к пониманию того, что они не просто девчонки, а девчонки с генами Достоевских. Когда я подвел Аню к знаменитому 30-томному собранию сочинений Ф.М.Достоевского (это академическое издание), она посмотрела оценивающе и сказала: «Нет, мне столько не написать». А через пару дней она сложила пополам листик и аккуратными каракулями написала свое собственное произведение, увы, нечитаемое. Теперь эта «книжечка» находится в фонде музея Достоевского в Петербурге.

Наша справка

Возможность точно определить дату основания рода, из которого происходил Федор Михайлович Достоевский, уникальна для истории русской литературы. Основоположником рода Достоевских является боярин Данила Иванович Ртищич (Ртищев), получивший 6 октября 1506 года жалованную грамоту на владение сельцом Достоево Пинского уезда (в нынешней Брестской области Беларуси), расположенным в 30 км от Минска. По традиции они сменили свою фамилию по этому селу. С этого времени древний боярский род Ртищевых, выходцев из Московского княжества, стал именоваться родом Достоевских.

Беседовала Ирина Ахундова.


Фото автора. "Россiя"










   






Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС в 2013 году

Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС

Видеоролик анонсирующий Второй Форум Всероссийской программы «Святость материнства»

Видеосюжет информационной программы "Пульс" ТК "Переславль"

Видеосюжет ФАП о принесении Пояса Богородицы в Россию






















Программа "Просите мира Иерусалиму". 2011 год

Программа "Просите мира Иерусалиму". 2010 год

Конференция «Наука. Философия. Религия.»

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России. Май- июнь 2008 года

"Просите мира Иерусалиму!" 2008 год

Программа "Восстановление памятника россиянам в Галлиполи (Гелиболу)"

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России

Принесение мощей апостола и евангелиста Луки

"Просите мира Иерусалиму!" 2007 год

Возрождение Марфо-Мариинской обители. К 100-летию со дня основания

Принесение десницы Иоанна Крестителя

Год Ф.М.Достоевского

"Просите мира Иерусалиму!" 2006 год

85-летие исхода Белой армии из России

150-летие завершения героической обороны Севастополя

625-летие победы на Куликовом поле

Принесение мощей святых прпмч. Вел. кн. Елизаветы и Варвары

Распятое Косово

"Просите мира Иерусалиму!" 2005 год






Приветствие В.И. Якунина и М.Ю. Байдакова участникам форума

Приветствие В. И. Якунина участникам XVI конференции «Наука. Философия. Религия»

Программа конференции «НАУКА. ФИЛОСОФИЯ. РЕЛИГИЯ»







7-24 августа прошла седьмая трудническая экспедиция на остров Анзер

13 июля 2011 года, Торжественный прием в честь лауреатов международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность» и почетных членов Фонда Андрея Первозванного.

22 мая 2011года, Суворовские дни в Италии






Житие и Хождение Даниила, Игумена Русской Земли

М.И.Якушев: В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия выиграла битву за святые места Палестины.

Н.В.Масленникова. Концепция богоизбранности художника в лирике А.С.Пушкина.





Быстрицкая Элина Авраамовна

Народная артистка СССР (1978 г.) Академик Российской Академии Искусств



Милованова Ольга Владимировна

Председатель Тюменского областного отделения Общероссийской общественной организации семей погибших защитников Отечества. Член Общественной палаты РФ от Тюменской области



Захарченко Виктор Гаврилович

Народный артист России и Украины, художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора.
За бесценный вклад в песенное искусство, за сохранение традиций казачьего фольклорного наследия.
Награждение 1998-1999.



Вартанян Гоар Левоновна

Почетный сотрудник государственной безопасности, Кавалер ордена Красного Знамени. Награждена «за Веру и Верность». Награждение 2006 г.




Индер Кумар Гуджрал

Экс-премьер министр Индии.
Награжден Международной премией Андрея Первозванного в 2002 году за выдающийся вклад в развитие диалога цивилизаций.




Вальдас Адамкус

Президент Литовской Республики, лауреат международной премии Андрея Первозванного «Диалог цивилизаций». Награждён за выдающийся вклад в развитие диалога цивилизаций в 2002 году.











© Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного

Все права на материалы, находящиеся на сайте www.fap.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании метериалов сайта, ссылка на www.fap.ru обязательна.

     e-mail: fap@fap.ru

О фонде
Житие Апостола Андрея
Комитет по международной премии

Миссионерский отдел
Форум
Архив