Апостол Андрей Первозванный

Партнеры фонда

Издательство Сибирская благозвонница

О фонде
Хроника
Пресс-центр
Проекты
Комитет по международной премии
Миссионерский отдел
Житие апостола Андрея
Фоторепортажи
Форум
Архив




29 мая (16 мая ст.ст.) - Вознесение Господне. Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца


Ангельскому житию поревновав, преподобне,
вся земная оставив, ко Христу притекл еси
и, Того заповедьми ограждся,
явился еси столп непоколебим от вражиих нападаний.
Тем зовем ти:
радуйся, Ефреме, светило пресветлое








Поздравление председателю попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства», вице-президенту ФАП и ЦНС Н.В. Якуниной с Днем рождения


В Москве возрождается день «Белого цветка»


В рамках «программы-200» в Москве согласована документация на 61 участок под строительство модульных храмов


На московском подворье Православной Церкви в Америке молитвенно почтили память жертв теракта 11 сентября 2001 года


Митрополит Волоколамский Иларион рассказал журналистам о перспективах созыва Всеправославного Собора






Российская газета

РИА «Новости»



Гудок: общероссийская транспортная газета

Православное общество (братство). - http://www.radonezh.ru

Религия и СМИ

Правая.ру

АиФ

Церковный вестник. Официальное издание Русской Православной Церкви

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Нижегородская епархия

Русское афонское общество

Фонд Серафима Саровского












Статьи


"Политический журнал": Битва за ясли Господни.

"150 лет спустя выясняется, что Россия не упустила своего в Крымской войне", - пишет Александр Меленберг, корреспондент "Политического журнала" (20 ноября 2006 г., № 43/44).



Государство, официально признанное проигравшим войну, достигло цели, ради которой собиралось эту войну выиграть. Это государство – Россия, сумевшая по итогам Крымской войны 1853–1856 гг. защитить права православных на Ближнем Востоке. Непосредственным поводом, даже не просто поводом, но главной причиной Крымской войны стал «спор о святых местах». Вернее, его завершение, когда в январе 1853 г. под давлением Франции турецкие власти отобрали ключи от храма Рождества Христова в Вифлееме у православной общины и передали католикам, монахам-францисканцам. В июне того же года русские войска заняли Молдавию и Валахию, входившие в состав Османской империи. «В залог», как тогда объясняли, до тех пор, пока турецкий султан не вернет православным их прежние позиции в Святых местах. Англия и Франция открыто вмешались в конфликт на стороне Турции – так началась Крымская война. На православном Востоке, в среде греков, сирийцев и палестинцев, она получила характерное название – «Битва за ясли Господни».

Участники международной конференции «Крымская война в культурной памяти народов России и мира», посвященной 150-летию со дня окончания войны 1853–1856 гг., предприняли попытку разрушить серию стереотипов этой войны, устоявшихся в общественном сознании. Конференция стала итогом трехлетней программы по изучению Крымской войны, организованной и осуществленной Центром национальной славы России.

В ходе конференции историком Михаилом Якушевым были обнародованы ранее неизвестные материалы Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ) МИД РФ. В свете этих документов по-новому выглядит предыстория конфликта:

«В 1836 г. Иерусалимский патриарх Афанасий письменно обратился к императору Николаю I с просьбой оградить права Иерусалимской церкви от армян, получивших фирман, нарушавший права греческого духовенства. Во второй половине 30-х гг. XIX в. между тремя общинами (греками, армянами и францисканцами) развернулась острая «битва за султанские фирманы». Суть ее сводилась к тому, что путем политического давления, а также за взятки османским сановникам в Константинополе и в Иерусалимском санджаке можно было приобрести право на владение той или иной христианской святыней. Причем это право могло действовать очень недолго – до тех пор, пока представитель той или иной церкви через посланника не получал новый фирман, противоречивший предыдущему султанскому указу или попросту его нейтрализующий. Генконсул в Сирии и Палестине К.М. Базили сравнил отношение османских властей к институту христианских святынь с прибыльным предприятием, назвав Святые места «золотым рудником» для османских пашей и «всей пирамиды турецкой администрации от иерусалимского судьи до великого везиря».

За обладание правами и привилегиями на них европейские дипломаты и консулы предлагали большие взятки, от которых в Порте не принято было отказываться. Так, полученный в 1839 г. Иерусалимским патриархом Афанасием фирман на починку треснувшего большого купола храма Гроба Господня был вскоре нейтрализован французским послом в Константинополе.

Такая же участь ожидала и многие фирманы, полученные при помощи российских посланников в Константинополе. Поэтому важнейшей задачей Петербурга стало заключение такого договора с Портой, который не позволял бы больше османам издавать султанские указы, сводившие на нет положения исходатайствованных в Царьграде фирманов. Случалось так, что, не будучи публично зачитанными в Иерусалиме и записанными в регистры иерусалимского шариатского суда, фирманы уже «перекрывались» (сводились на нет) новыми указами, полученными французскими послами у Порты».

Главным фактором, предопределившим развитие событий 1853–1856 гг., по мнению главного научного сотрудника Института востоковедения РАН Виталия Шеремета, было отсутствие четкой формулировки в договорных актах мирных конгрессов в Кючук-Кайнарджи (1774 г.) и в Яссах (1791 г.) права России на защиту единоверцев в отношениях османского суверена и его христианских подданных. Иными словами, после побед в русско-турецких войнах XVIII столетия не были юридически четко прописаны традиционно осуществлявшиеся Россией функции покровительства и защиты православных жителей турецких Балкан и Ближнего Востока.

Если до 1830-х гг. Россия реально могла защитить православных от турецкого гнета ценой войны или угрозы войной, то в середине века это уже не срабатывало. Россия продолжала жить в ценностях первой трети XIX столетия, тогда как Запад и, как оказалось, вовлеченный с ним в обмен военно-финансового характера Ближний Восток уже жили, строили свою политику и ее военное обеспечение по законам индустриального общества.

В итоге в 1853–1856 гг. произошла смена парадигмы. Россию попытались силовым воздействием превратить из субъекта восточного вопроса в его объект. Более того, за счет собственно российских территорий решить сам восточный вопрос, по крайней мере в его транспортно-коммуникационных составляющих и в части реконструкции национально-территориальных образований. Имеется в виду известный план создания цепи мелких исламских государств на юге России и на Северном Кавказе. Таковые отгородили бы Россию от Центральной Азии, от Турции, Ирана, Британской Индии.

Как известно, в девятнадцатом веке это сделать не удалось – зато удалось в двадцатом.

Перед началом работы всем участникам конференции была роздана брошюра в качестве исходного материала для последующих дискуссий.

«Главный миф Крымской войны – Россия потерпела сокрушительное поражение», – первым же предложением утверждали авторы. «Нелогично так говорить о стране, не позволившей сокрушительно превосходящей ее по силе коалиции ведущих мировых индустриальных держав и исламского государства изменить геополитическое пространство Евразии...

Цель, которую имела Россия, объявляя войну Османской империи – сохранение статуса Святых мест – была ею полностью достигнута, что и засвидетельствовал Парижский мирный трактат».

Но сегодня, по мнению авторов доклада, РФ проигрывает информационную войну и дипломатические сражения в отношении тех земель, которые она кровью защищала в 1853–1856 гг. Так, США разместили военную базу в дельте Дуная, на островах, отторгнутых в 1856 г., а в Румынии, созданной из дунайских княжеств, за суверенитет которых боролась Россия <...>, это считают осуществлением своей «национальной мечты» после Великой Отечественной войны. Тогда османская Турция втягивала хана Коканда в антирусские выступления. Теперь США настойчиво ищут плацдармы в Центральной Азии, в бывших советских республиках.

Политолог Вячеслав Никонов сформулировал на конференции «семь уроков» Крымской войны, которые непременно должна для себя усвоить современная Россия:

1. «Невозможно быть готовым к войне, но надо быть максимально готовым к войне». Россия же, по мнению политолога, «никогда не была готова ни к одной войне».

2. «Самое опасное в современном мире – технологическое отставание». Тогда оно явственно проявлялось в артиллерии, во флоте, в отсутствии нарезного оружия. И сейчас это опять главный вызов, с которым Россия сталкивается.

3. Ахиллесова пята многих войн – инфраструктура. В России это прежде всего дороги. Еще Наполеон говорил: «В России нет дорог, есть только направления». С этого времени, по мнению Никонова, мало что изменилось: «До сих пор нет современной асфальтовой дороги до Владивостока».

4. «Оборону и безопасность границ может эффективно обеспечить только честное государство». «Во время Крымской войны, чего греха таить, в армии наблюдался разгул коррупции. То же и сейчас», – резюмировал автор.

5. «Отношения с великими державами не гарантируют безопасность страны». Здесь, конечно же, имелась в виду позиция Австрийской империи, несколькими годами ранее обязанной России своим существованием (помощь в подавлении Венгерского восстания 1848–1849 гг.). И более чем прозрачный намек на современные «7+1».

6. «При конфликте России с соседними державами западные государства всегда оказываются не на стороне России». Этот пункт, собственно, в комментариях не нуждается.

7. «Россия не должна обижаться на двойные стандарты во внешней политике. Так устроен мир». Никонов сослался на знаменитую фразу руководителя российской внешней политики князя А.М. Горчакова, сказанную в ответ на упрек, что после заключения Парижского мира в 1856 г. Россия «изолируется и молчит» – «Россия сосредотачивается». Так и в современном мире Россия не должна ни на кого обижаться, Россия должна сосредотачиваться.

Александр МЕЛЕНБЕРГ. Политический журнал










   






Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС в 2013 году

Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС

Видеоролик анонсирующий Второй Форум Всероссийской программы «Святость материнства»

Видеосюжет информационной программы "Пульс" ТК "Переславль"

Видеосюжет ФАП о принесении Пояса Богородицы в Россию






















Программа "Просите мира Иерусалиму". 2011 год

Программа "Просите мира Иерусалиму". 2010 год

Конференция «Наука. Философия. Религия.»

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России. Май- июнь 2008 года

"Просите мира Иерусалиму!" 2008 год

Программа "Восстановление памятника россиянам в Галлиполи (Гелиболу)"

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России

Принесение мощей апостола и евангелиста Луки

"Просите мира Иерусалиму!" 2007 год

Возрождение Марфо-Мариинской обители. К 100-летию со дня основания

Принесение десницы Иоанна Крестителя

Год Ф.М.Достоевского

"Просите мира Иерусалиму!" 2006 год

85-летие исхода Белой армии из России

150-летие завершения героической обороны Севастополя

625-летие победы на Куликовом поле

Принесение мощей святых прпмч. Вел. кн. Елизаветы и Варвары

Распятое Косово

"Просите мира Иерусалиму!" 2005 год






Приветствие В.И. Якунина и М.Ю. Байдакова участникам форума

Приветствие В. И. Якунина участникам XVI конференции «Наука. Философия. Религия»

Программа конференции «НАУКА. ФИЛОСОФИЯ. РЕЛИГИЯ»







7-24 августа прошла седьмая трудническая экспедиция на остров Анзер

13 июля 2011 года, Торжественный прием в честь лауреатов международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность» и почетных членов Фонда Андрея Первозванного.

22 мая 2011года, Суворовские дни в Италии






Житие и Хождение Даниила, Игумена Русской Земли

М.И.Якушев: В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия выиграла битву за святые места Палестины.

Н.В.Масленникова. Концепция богоизбранности художника в лирике А.С.Пушкина.





Милованова Ольга Владимировна

Председатель Тюменского областного отделения Общероссийской общественной организации семей погибших защитников Отечества. Член Общественной палаты РФ от Тюменской области



Быстрицкая Элина Авраамовна

Народная артистка СССР (1978 г.) Академик Российской Академии Искусств



Зайцев Геннадий Николаевич

Генерал-майор запаса, один из создателей и первый командир антитеррористической группы «А» («Альфа»), президент «Агентства безопасности «Альфа-95», Герой Советского Союза, кавалер орденов Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, двух орденов Красной Звезды, награжден многими медалями, а также знаком «Почетный сотрудник госбезопасности».




Шор Константин Борисович

Член Совета Директоров Центрального банка РФ, Начальник Московского Главного Территориального Управления Банка России



Блаженнейший Диодор (1923 - 2000)

Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины. Награжден Международной премией Андрея Первозванного в 2000 году за неустанное укрепление живой духовной связи между Святой Землей и Россией.




Коитиро Мацуура

Генеральный директор ЮНЕСКО.
Награжден Международной премией Андрея Первозванного в 2002 году за выдающийся вклад в развитие диалога цивилизаций.











© Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного

Все права на материалы, находящиеся на сайте www.fap.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании метериалов сайта, ссылка на www.fap.ru обязательна.

     e-mail: fap@fap.ru

О фонде
Житие Апостола Андрея
Комитет по международной премии

Миссионерский отдел
Форум
Архив