Апостол Андрей Первозванный

Партнеры фонда

Издательство Сибирская благозвонница

О фонде
Хроника
Пресс-центр
Проекты
Комитет по международной премии
Миссионерский отдел
Житие апостола Андрея
Фоторепортажи
Форум
Архив




29 мая (16 мая ст.ст.) - Вознесение Господне. Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца


Ангельскому житию поревновав, преподобне,
вся земная оставив, ко Христу притекл еси
и, Того заповедьми ограждся,
явился еси столп непоколебим от вражиих нападаний.
Тем зовем ти:
радуйся, Ефреме, светило пресветлое








Поздравление председателю попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства», вице-президенту ФАП и ЦНС Н.В. Якуниной с Днем рождения


В Москве возрождается день «Белого цветка»


В рамках «программы-200» в Москве согласована документация на 61 участок под строительство модульных храмов


На московском подворье Православной Церкви в Америке молитвенно почтили память жертв теракта 11 сентября 2001 года


Митрополит Волоколамский Иларион рассказал журналистам о перспективах созыва Всеправославного Собора






Российская газета

РИА «Новости»



Гудок: общероссийская транспортная газета

Православное общество (братство). - http://www.radonezh.ru

Религия и СМИ

Правая.ру

АиФ

Церковный вестник. Официальное издание Русской Православной Церкви

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Нижегородская епархия

Русское афонское общество

Фонд Серафима Саровского












Статьи


Достоевский: сознать и сказать.

В 2006 году, который объявлен ЮНЕСКО годом Ф.М.Достоевского, Фонд Андрея Первозванного и Центр национальной славы России принимают активное участие в праздновании юбилейных и памятных дат - 185-летия со дня рождения писателя, 125–летия со дня смерти, 500-летия рода Достоевских, 145-летия романа "Униженные и оскорбленные", 140–летия "Преступления и наказания", 135–летия "Бесов", 125-летия "Братьев Карамазовых", 140-летия со дня рождения жены писателя А.Г.Достоевской, 35-летия и 25-летия Домов-музеев в Санкт-Петербурге и Старой Руссе.



Представляем вашему вниманию книгу литературоведа, критика, вице-президента российского Общества Достоевского К.А.Степаняна "Сознать и сказать". "Реализм в высшем смысле" как творческий метод Ф.М.Достоевского" (издательство "Раритет").

Уникальность и ценность новой книги Степаняна состоит в том, что она адресована не только исследователям творчества Достоевского, но и подрастающему поколению. Если в первой - литературоведческой - части книги исследуется сущность и своеобразие творческого метода Достоевского, который писатель определял как "реализм в высшем смысле", то основу второго раздела составляют многочисленные работы, которые можно объединить заглавием "Школьникам о Достоевском" или "О Достоевском - детям".

По словам К.Степаняна, понятие "фантастический реализм" по сей день во многом является загадочным и часто трактуется как просто большая, чем у других писателей, глубина психологического анализа. Но сам Достоевский категорически отвергал отношение к себе как к психологу: "Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой". Рассматривая реализм Достоевского как изображение мира во всей его целостности, во всем его объеме, где Небеса и жизнь земная составляют нерасторжимое единство, ученый пишет: "А глубина человеческой души, человеческой личности - тот образ Божий, который заложен в каждом из нас, но сияет почти беспримесным светом только у святых, а во многих людях, к сожалению, закрыт греховными наслоениями до полной неразличимости". Существующий в каждом человеке образ Божий - доброе и светлое начало, которое затемняется его грехами, - составляет основу его личности и определяет его бытие.

Анализ повести "Двойник", романов "Бедные люди", "Преступление и наказание", "Бесы", "Братья Карамазовы", "Идиот" (этому роману-загадке посвящены четыре главы первой части) подводит читателя к обобщающей главе "Человек в свете "реализма в высшем смысле": теодицея и антропология Достоевского". Литературоведческая часть книги дополняется первыми тремя главами второй части - "К истории повествовательных форм", "Формирование повествовательной манеры" и "Трагедия хроникера".

Одним из эпиграфов к следующей главе - "Федор Михайлович Достоевский и мы" (которая является предисловием к книге "Ф. М. Достоевский. Детям" (М., 2000) - служат слова Достоевского из "Дневника писателя" за 1877 год: "Без связующей общей, нравственной и гражданской идеи нельзя вырастить поколение и пустить его в путь". Рассказывая о жизненном пути писателя, Степанян пишет о том, что на каторге Достоевский по-новому открыл для себя Евангелие и "понял, что основа веры, основа отношений человека с Богом и людей между собой - любовь, милосердие и сострадание".

"Человека нельзя заставить быть добрым, только своей свободной волей отказавшись от зла, полюбив ближнего, можно изменить в лучшую сторону соотношение добра и зла в мире", - вот что важно, по мнению автора книги.

Все работы так называемого школьного раздела, отличающиеся глубиной и эмоциональностью, написаны простым, доступным языком, понятным каждому подростку. Именно им, подросткам, из которых, по словам Достоевского, созидаются поколения, было бы полезно прочитать книгу, эпиграф к которой взят из черновиков к "Братьям Карамазовым": "Человек есть воплощенное Слово. Он явился, чтобы сознать и сказать".

Книга заставляет задуматься о так называемых вечных проклятых вопросах о смысле бытия, вере в Бога, добре и зле, любви и ненависти, смерти и бессмертии... Эти вопросы мучают каждого из нас и в переходном возрасте, и на склоне лет.

Вступая в диалог с писателем-пророком, художественный мир которого чрезвычайно сложен и не всегда понятен нашим современникам, юный читатель очень нуждается в совете, в расстановке акцентов. Подобно Вергилию, сопровождающему Данте, автора "Божественной комедии", в его путешествии по кругам Ада, Чистилища и Рая, Карен Степанян становится для школьника проводником в путешествии по кругам духовного ада и рая, описанного Достоевским.

"Сжигая собственную душу" - так назвал автор включенную в книгу рецензию на книгу В. Есенкова "Три дня в августе". В этой повести, посвященной Достоевскому, говорится о его ответе на главный для человечества вопрос - обречен ли человек навсегда метаться между "идеалом Мадонны" и "идеалом содомским", между чистотой и грязью? "Гениальность Достоевского, - считает Степанян, - как раз и состоит в том, что он сумел со всей силой своего художественного и философского дара доказать: несмотря на бушующее в мире зло, каждому человеку открыт путь к обновлению, ибо зло по природе своей гораздо слабее добра, оно - конечно, а потому все люди рано или поздно выйдут к свету, будут "вочеловечены и счастливы".

Как и Карен Степанян, очень близкий мне по духу автор, с которым во многом, если не во всем хочется соглашаться, я люблю Достоевского за его убежденность в том, что люди могут быть "вочеловечены и счастливы, не потеряв способности жить на земле", за то, что он "никогда не переставал заботиться и о земном счастье и радости людей, а не призывал в тоске и страхе дожидаться перехода в иной мир (как Леонтьев или - отчасти - Гоголь).

А еще книга Степаняна рождает идеи, реализация которых зависит только от нас. Прочитайте замечательный рассказ "Мальчик у Христа на елке", повествующий о том, как в канун Рождества мальчика-сироту никто не позвал на елку, кроме Христа. Вспомните о сотнях и тысячах беспризорных, никому не нужных мальчишках и девчонках нашего времени. "Здесь, на земле их муки - на совести каждого из нас, каждого, кто прошел мимо, кто не принял такого мальчика в свой дом, не отогрел его".

Почему бы нам не последовать примеру писателя, ценившего "Мальчика у Христа на елке" больше всех художественных произведений, опубликованных в его "Дневнике писателя", и читавшего этот рассказ на литературных вечерах для детей или на благотворительных чтениях, где собирались деньги для помощи бедным детям? Читая книгу Степаняна, невольно вспоминаешь сестру последней российской императрицы Александры Федоровны - Великую княгиню Елизавету Федоровну, прославившуюся делами милосердия, которая даже в тяжелые военные годы не забывала устраивать елки и дарить подарки детям, которые жили в приютах. Кстати, в завершающей книгу работе Степаняна "Достоевский и Рафаэль", где речь идет о "Сикстинской Мадонне", приводятся слова из "Маленького героя" Достоевского: "Есть женщины, которые точно сестры милосердия в жизни. <...> Их же не испугает ни глубина раны, ни гной ее, ни смрад ее: кто к ним подходит, тот их достоин; да они, впрочем, как будто и родятся на подвиг..." Эти слова словно взяты из жизнеописания святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны, которая при жизни сама перевязывала гнойные раны и выхаживала самых безнадежно больных. Недаром она была причислена к лику святых Русской Православной Церковью.

Помимо обширного и весьма насыщенного очерка жизни и творчества Достоевского, в книге "Сознать и сказать" дан анализ "Преступления и наказания" и остальных великих романов писателя, представлены опубликованные в газете "Первое сентября" беседы о наиболее "острых" проблемах, волнующих наших современников: "Достоевский и война", "Убивать можно или нельзя...", "Лица и маски", "Без веры нет свободы", "Земное и небесное", "Развенчание бесовства", "Власть копейки" и др.

Как похоже наше время на 70-80-е годы XIX века, когда в России, кроме соблазнов революционного насилия, очень опасными для душевного состояния народа были "бесы" денежного обогащения, безграничной власти денег! И тогда, и теперь кажется, что "большие деньги способны дать власть над всем миром". "Если говорят, что силы зла могут принимать вид ангелов света, то деньги могут принимать вид освободителей, посланцев свободы, но по сути являются закрепощающей и злой силой", - читаем в книге. В изучаемом в школе "Преступлении и наказании" показано, как рушатся и теория основанного на насилии "справедливого" распределения благ, и "убеждение, что лишь с помощью денег можно устроить человеческую жизнь".

Было бы полезно знакомить школьников и с романом "Подросток", герой которого, ослепленный вначале идеей стать Ротшильдом, смог отбросить ее и посвятить свою жизнь своим близким - членам так называемого случайного семейства. Сколько таких "случайных семейств" в современной России!

Но важнее проблемы денег поднятая Достоевским проблема разрешения крови по совести. Разве не актуален сейчас, когда убивают за деньги и просто так, по поводу и без повода, когда жизнь человека обесценена до предела, разговор о теории Раскольникова с подростками, отличающимися особой жестокостью? Почему же до сих пор не усвоен урок "Преступления и наказания", в котором Достоевский гениально показал, что "все человечество - одна большая семья, все родственными нитями связаны друг с другом (даже если не обмениваются крестами, как Сонечка Мармеладова и случайно убитая Родионом Лизавета. - И.А.), а потому "выборочное" насилие невозможно. Человек, избирающий убийство как средство достижения справедливости, приносящий насилие в мир, должен понимать, что ударит оно и по самым невинным членам этой семьи, потому что они - самые беззащитные".

Никого не оставят равнодушными и публицистические статьи автора, посвященные разным граням проблемы "Достоевский и современность", а также отклики на наиболее значимые и широко обсуждаемые книги о Достоевском, вышедшие в последние годы, на инсценировки и экранизации произведений писателя.

Интересны рассуждения автора о телевизионном прочтении "Идиота", сделанном режиссером В. Бортко. Разве не впечатляет тот факт, что во время показа этого многосерийного сериала книгу Достоевского достали с полок и прочитали тысячи людей? И вот читателю еще раз предстоит подумать над тем, в чем же тайна романа "Идиот".

Вошла в книгу Степаняна и его рецензия на роман Л. Цыпкина "Лето в Бадене" (М., 2003), который сравнивается с "долгим, постепенно затихающим в ночи вскриком обиды и боли". Речь здесь идет, в частности, о теме "Достоевский и евреи". Тем, кто давно записал Достоевского в антисемиты, было бы не лишне еще раз заглянуть в "Дневник писателя" за 1877 год. "В сердце моем <...> ненависти к еврею как к народу не было никогда, и те из евреев, которые знакомы со мной и были в сношениях со мной, это знают", - писал Достоевский, который "разделял людей не по крови и расовой принадлежности, а по их служению той или иной идее". "Но даже в тех бытовых ситуациях, которые порой приводят как доказательства антисемитизма Достоевского, он вел себя соответственно своей оценке людей, но не наций", - считает Карен Степанян.

По убеждению К. Степаняна, главный сюжет романов Достоевского составляет личная история спасения человека. Как и сам Достоевский, его герои понимают, что отвлеченные представления о нравственности и даже отвлеченная вера ничего не стоят, пока не почувствуешь, что живешь в одном мире, в одном бытии с Христом, в "непосредственном сообщении" с Ним. Пока не полюбишь Его - о настоящей вере говорить нельзя. "С этим зримым, реальным ощущением предстояния Христу Достоевский прожил всю жизнь, во всяком случае ее лучшие минуты, - считает исследователь. - Именно всматриваясь в Него и в Его образ в человеке, Достоевский постигал тайны человека и мироздания, которые потом передавал нам в своих произведениях".

Ирина АХУНДОВА,
кандидат филологических наук.

Религия и СМИ









   






Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС в 2013 году

Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС

Видеоролик анонсирующий Второй Форум Всероссийской программы «Святость материнства»

Видеосюжет информационной программы "Пульс" ТК "Переславль"

Видеосюжет ФАП о принесении Пояса Богородицы в Россию






















Программа "Просите мира Иерусалиму". 2011 год

Программа "Просите мира Иерусалиму". 2010 год

Конференция «Наука. Философия. Религия.»

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России. Май- июнь 2008 года

"Просите мира Иерусалиму!" 2008 год

Программа "Восстановление памятника россиянам в Галлиполи (Гелиболу)"

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России

Принесение мощей апостола и евангелиста Луки

"Просите мира Иерусалиму!" 2007 год

Возрождение Марфо-Мариинской обители. К 100-летию со дня основания

Принесение десницы Иоанна Крестителя

Год Ф.М.Достоевского

"Просите мира Иерусалиму!" 2006 год

85-летие исхода Белой армии из России

150-летие завершения героической обороны Севастополя

625-летие победы на Куликовом поле

Принесение мощей святых прпмч. Вел. кн. Елизаветы и Варвары

Распятое Косово

"Просите мира Иерусалиму!" 2005 год






Приветствие В.И. Якунина и М.Ю. Байдакова участникам форума

Приветствие В. И. Якунина участникам XVI конференции «Наука. Философия. Религия»

Программа конференции «НАУКА. ФИЛОСОФИЯ. РЕЛИГИЯ»







7-24 августа прошла седьмая трудническая экспедиция на остров Анзер

13 июля 2011 года, Торжественный прием в честь лауреатов международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность» и почетных членов Фонда Андрея Первозванного.

22 мая 2011года, Суворовские дни в Италии






Житие и Хождение Даниила, Игумена Русской Земли

М.И.Якушев: В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия выиграла битву за святые места Палестины.

Н.В.Масленникова. Концепция богоизбранности художника в лирике А.С.Пушкина.





Ботян Алексей Николаевич

Герой Российской Федерации, Ветеран Великой Отечественной войны



Ильин Леонид Андреевич

Почётный президент ФМБЦ им. А. И. Бурназяна, академик РАМН, профессор, Герой Социалистического Труда (1988)



Родионов Игорь Николаевич

Министр обороны Российской Федерации.
За самоотверженную деятельность по сохранению и укреплению Российских Вооруженных Сил, за принципиальность и личное мужество в отстаивании интересов армии.
Награждение 1996.



Парамонов Андрей Леонидович

Помощник полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе
Награжден Международной премией Андрея Первозванного в 2002 году за большой личный вклад в становление и развитие Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и Центра национальной славы России.




Коитиро Мацуура

Генеральный директор ЮНЕСКО.
Награжден Международной премией Андрея Первозванного в 2002 году за выдающийся вклад в развитие диалога цивилизаций.




Антоний (Блум), митрополит Сурожский 1914 – 2003

Митрополит Сурожский. Лауреат международной премии Андрея Первозванного «Диалог цивилизаций» за выдающийся вклад в развитие диалога цивилизаций. Награждение 2002 года.











© Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного

Все права на материалы, находящиеся на сайте www.fap.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании метериалов сайта, ссылка на www.fap.ru обязательна.

     e-mail: fap@fap.ru

О фонде
Житие Апостола Андрея
Комитет по международной премии

Миссионерский отдел
Форум
Архив