Апостол Андрей Первозванный

Партнеры фонда

Издательство Сибирская благозвонница

О фонде
Хроника
Пресс-центр
Проекты
Комитет по международной премии
Миссионерский отдел
Житие апостола Андрея
Фоторепортажи
Форум
Архив




29 мая (16 мая ст.ст.) - Вознесение Господне. Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца


Ангельскому житию поревновав, преподобне,
вся земная оставив, ко Христу притекл еси
и, Того заповедьми ограждся,
явился еси столп непоколебим от вражиих нападаний.
Тем зовем ти:
радуйся, Ефреме, светило пресветлое








Поздравление председателю попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства», вице-президенту ФАП и ЦНС Н.В. Якуниной с Днем рождения


В Москве возрождается день «Белого цветка»


В рамках «программы-200» в Москве согласована документация на 61 участок под строительство модульных храмов


На московском подворье Православной Церкви в Америке молитвенно почтили память жертв теракта 11 сентября 2001 года


Митрополит Волоколамский Иларион рассказал журналистам о перспективах созыва Всеправославного Собора






Российская газета

РИА «Новости»



Гудок: общероссийская транспортная газета

Православное общество (братство). - http://www.radonezh.ru

Религия и СМИ

Правая.ру

АиФ

Церковный вестник. Официальное издание Русской Православной Церкви

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Нижегородская епархия

Русское афонское общество

Фонд Серафима Саровского












Хроника


Н.В.Масленникова. Концепция богоизбранности художника в лирике А.С.Пушкина.

11 февраля (29 января ст.ст.) печальная дата смерти великого русского поэта А.С.Пушкина (1799-1837). В память о великом нашем соплеменнике публикуем статью доцента МГУ им. М.В.Ломоносова Н.В.Масленниковой «Концепция богоизбранности художника в лирике А.С.Пушкина».



Для христианской культуры важнейшим фундаментом духовно-идеологического характера, безусловно, представляется Библия. В этой замечательной книге можно найти ответы, кажется, на все жизненные вопросы. В книге «Исход», там, где подробно рассказывается об устроении Скинии, специально говорится и о мастере-художнике, который должен выполнить эту непростую работу: «И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди.., резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела; и вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали все, что Я повелел тебе» (Исх. 31, 1-6).


Итак, в этих словах свыше обозначены главные параметры личности художника, дан ответ на вопрос, каким должен быть истинный художник. Первым же и важнейшим его качеством показана исполненность Духом Божиим. Бог есть Высшая Истина, Создатель, Мироздатель, Творец, Художник. Все эти эпитеты можно без труда найти и у античных писателей, и в святоотеческой литературе. Лактанций, например, в своем трактате «О Божественном творчестве» говорит, что человек есть произведение высочайшего, совершеннейшего Художника. Человек же создан по подобию Божию. Земная, жизненная задача человека, цель его бытия — обретение подобия Божия (Климент Александрийский), стяжание благодати Духа Святого. И человек и мир суть показатели Божественного творчества. Идея же Бога имманентна сознанию человека. Воистину, всякое творение ведает Творца. А потому истинный художник всегда стремится в своем творчестве прикоснуться к Высшей Истине, то есть стремится приблизиться в человеколюбии к Богу: возлюбить ближнего, благодетельствовать ему, принять на себя его бремя, раздать нуждающимся свое достояние (Иустин Философ). Добродетели есть высшее украшение человека, наипаче же художника.


В творчестве своем человек (художник), несомненно, лишь ученик Творца. «Творец», пожалуй, — одна из ярчайших метафор Бога; «творить» значит созидать. Но Бог творит лишь красоту, лишь то, что «добро зело есть». Идеалом же красоты является чувственно воплощенная совершенная духовность. Н.О. Лосский в своем сочинении, с весьма характерным названием «Мир как осуществление красоты», утверждает: «Абсолютно совершенная красота осуществлена в живой действительности, именно в Царстве Божием, и даже в нашем психо-материальном царстве бытия есть красоты, стоящие бесконечно выше всего, что может быть сотворено в искусстве фантазиею человека» [1].


Но великое искусство всегда стремится к абсолютным ценностям. к Добру, к Красоте, к Богу, и это таинственное стремление (сознательное или подсознательное) завершается актом творческого чуда — «величайшей бурей любви, врывающейся оттуда, на призыв любовный, что идет отсюда»[2], это тот миг бытия художника, который так дивно означил Пушкин:


Но лишь Божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел [3].


Высокое осознание назначения поэта, его ответственности перед Богом характерно для всего творчества А.С. Пушкина. Оно пришло очень рано, почти сразу, оно жило в подсознании, в генетической памяти юного поэта. Ведь Пушкин гений. А русский гений не может не знать Бога. И совсем не случайно младое сердце трепетало на знаменитом лицейском экзамене, когда произошла единственная встреча Пушкина и Державина. И в 1829 году, начиная работать над восьмой главой романа «Евгений Онегин», он скажет: «Успех нас первый окрылил;/ Старик Державин нас заметил/ И, в гроб сходя, благословил» (5, 165). И в 1835-ом в своих воспоминаниях скажет: «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. <…> Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. <…> Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина, Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…» (8, 65). Всего одна встреча — напечатлевшаяся в душе на всю жизнь…


Но между ними осталась тайна взгляда, тайна разговора сердец, те «чудные мгновенья», когда «душа с душою говорит». Но это было признание. Признание одним и осознание другим, что отныне именно ему, Пушкину, и только ему вручена чудесная «святая лира», что теперь крест водружен на его рамена. И как поразительно точно, как просто и как рано, в 1819-ом, юный поэт скажет, скажет то, что спустя 17 лет еще раз подтвердит в своем Памятнике: «И неподкупный голос мой/ Был эхо русского народа» (1, 340).


В лирике Пушкина, в стихах его, где специально говорится о поэте, четко прослеживается настойчивая мысль о богоизбранности художника, о подчинении его человеческой воли воле Божией («Веленью Божию, о муза, будь послушна…»), об особой благодати Святого Духа, которою он одарен.


С середины 20-х годов поэзия Пушкина все ближе подходит к откровению, она обретает прочный характер синергии художника с Богом; в приобщении к Божественной благодати страстные силы души его преображаются, освящаются, наступает момент боговедения, прозрения («… И внемлет арфе Серафима / В священном ужасе поэт»). Образ художника в стихах Пушкина явно несет этот опыт богообщения. Лира поэта звучит чудными, чарующими звуками религиозного мелоса, в особенности, когда он касается главной темы своей лирики: поэт и поэзия.


Поэт (художник) у Пушкина – это Пророк, Апостол, Царь и, наконец, Жрец, если автор работает в традициях античной культуры («Поэт», 1827).

Ярчайший образ художника-пророка создан в стихотворении «Пророк» (1826). Это удивительное творение гениальной пушкинской лиры и по сей день остается непревзойденным в европейской поэзии. Оно дает пронзительный (если угодно апологетический) ответ на вопрос, кто есть поэт, и ответ этот вторит гласу Божию, который шел к Пушкину так невозбранно: «”Восстань, пророк, и виждь, и внемли,/ Исполнись волею Моей,/ И, обходя моря и земли,/ Глаголом жги сердца людей”» (2, 339).


Поэт — это прежде всего пророк, но пророк именно воли Божией и волею Божией. Поэтом становится лишь взыскующий воли Всевышнего: «Духовной жаждою томим,/ В пустыне мрачной я влачился,/ И шестикрылый Серафим/ На перепутье мне явился» (2, 338). Об этом томился и Исаия, лишь после покаяния, которое так образно описано в его книге, призванный Господом к служению: «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». (6, 5-7). Действительно, как говорится в комментариях к стихотворению, в основу его положены эти библейские строки.


И бóльшая часть стихотворения — это как раз поразительное свидетельство покаяния, но одновременно и сотворения человека. Самый же акт творения описан, как известно, в книге Бытие: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). И это дыхание жизни, это «вдыхание» Духа в «Пророке» так же лаконично описано, как и в Библии: «Как труп в пустыне я лежал,/ И Бога глас ко мне воззвал…» У Пушкина — это таинственное мгновенье рождения новой жизни. Преображенный же Исаия вступает в разговор с Господом, слышит Его голос: «…кого Мне послать? <…> И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите» (Исх. 6, 8-9). У Пушкина — тонко, поэтично и как-то неотвратимее. И вместе по-библейски непреложна заповедь художнику-пророку: «Глаголом жги сердца людей».


Без воли Божией несть человека. Без призыва Божия несть пророка, ибо каждый из пророков библейских, начиная с Моисея, (Исх. 3, 10) был именно призван к служению. Без Святого Духа несть художника: «…Я назначаю…Веселеила… и Я исполнил его Духом Божиим…» (Исх. 31, 2-3). Божественное призвание и избрание суть непрекословные качества поэта, они-то и дают ему возможность внимать «Божественному глаголу». Но еще одно обязательное условие, без которого не бывает художника — подчинение воли человеческой воле Всевышнего, соработание Богу. Художник должен идти путем узким, должен стремиться в работе своей уподобиться Творцу, душа его должна слышать Вечную Истину. А потому и звучит в последней строфе стихотворения главная пушкинская мысль о поэте, звучит как самый важный завет художнику-созидателю призывный глас Божий: «Исполнись волею Моей…» Художник есть раб Божий, а потому не может быть рабом страстей и пороков, но, нарушив завет, он тотчас теряет драгоценные дары Господина своего — свое естество богоподобия.


Все стихотворение «Пророк» соткано из библейских мотивов. Но это отнюдь не плод умозрительных переживаний Священного Писания, здесь сказалась горячая, да, горячая, ибо врожденная, вера в Создателя [4]. В нем, как и во всем творчестве русского гения, раскрылось богоподобное естество Пушкина.


Мотив пророческого служения поэта отчетливо просматривается в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836). «И долго буду тем любезен я народу,/ Что чувства добрые я лирой пробуждал,/ Что в мой жестокий век восславил я свободу/ И милость к падшим призывал». В этих словах заключен гораздо более глубокий смысл, нежели тот, что как правило толкуют, непременно связывая строки эти с воспоминанием о декабристах, стремясь именно идеологически объединить поэта с позором России. Но таковые плоские суждения были разрушены самим Пушкиным еще в июле 1825 года, когда в монологе Пимена он сказал свое слово, опровергая губительную идеологию бунтовщиков («вероломство», «мысль безрассудная», по Тютчеву), как будто предвидя грядущую трагедию России: «Да ведают потомки православных/ Земли родной минувшую судьбу,/ Своих царей великих поминают/ За их труды, за славу, за добро — / А за грехи, за темные деянья,/ Спасителя смиренно умоляют» (5, 231). Да, желал облегчения участи заблудших друзей своих, но не декабристов, а несчастных искушенных тьмою, забывших и Бога, и Отечество, и народ. И попытки содействовать вызволению их из Сибири, и стремление поддержать падших, вселить в них животворящую (пусть даже обманчивую, но животворящую) надежду («Во глубине сибирских руд…») — все это только еще раз говорит о красоте и богатстве, и благородстве души русской, которыми так щедро одарил Господь нашего Пушкина. Великодушие и всепрощение суть черты евангельские, это милость Божия, преподносимая лишь натурам крупным, богатырским — свято- и светоносным.


Пушкинский «Памятник» — творение заветное, это поразительный акт самосознания и сознания поэта, это последнее очертание образа художника, приближенного к Началохудожнику, к тому Пророку, о котором свидетельствует Исаия: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное… утешить всех сетующих (Ис. 61, 1-2).


Образ пророка вообще глубоко занимал философскую мысль Пушкина. А.О.Смирнова-Россет приводит его замечательное суждение о пророке Моисее. «Личность Моисея всегда поражала и привлекала его: Это пророк, “царящий над всей историей народа израильского и возвышающийся над всеми людьми <…> Моисей — титан величественный в совершенно другом роде, чем греческий Прометей. Он не восстает против Вечного, он творит Его волю, он участвует в делах Божественного Промысла <…> Он видит Бога лицом к лицу. И умирает он один перед лицом Всевышнего» [5]. Эстетический рисунок поэта-пророка в лирике Пушкина отличается глубокой насыщенностью, это образ, начертанный с какой-то непреодолимой библейской мощью, созданный воистину по «Божественному глаголу».


Высокое назначение художника, внимающего Творцу, Пушкин подчеркивает еще и поэтической мыслью об апостольском делании. Евангельский сюжет призвания Христом к служению галилейских рыбаков (Мф. 4, 18-22, Мк. 1, 16-20) положен в основу стихотворения «Отрок» (1830), посвященном М.В.Ломоносову. «…Отрок, оставь рыбака! / Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы: / Будешь умы уловлять, будешь помощник царям». Здесь уже вырастает образ художника-апостола, т.е. ученика Христова, осененного благодатию Святого Духа. Личность Ломоносова, конечно, не исчерпывается лишь его литературной или живописной работой. И вся эта чудная, напоминающая собою афоризм миниатюра несет более объемный смысл. Пушкин, разумеется, имеет в виду целокупное служение «рыбаря» Богу, царю и отечеству. Но именно Ломоносов, словно уподобляясь апостолам после сошествия Святого Духа и разумея, надо думать, не одну лишь поэзию, — и все же поэт — сказал: «Устами движет Бог; я с Ним начну вещать./ Я тайности свои и небеса отверзу,/ Свидения Ума Священного открою. / Я дело стану петь, несведомое прежним!/ Ходить превыше звезд влечет меня охота/ И облаком нестись, презрев земную низкость»[6].


«Поэт!<…>/ Ты царь…» («Поэту»). Этот сильный метафорический образ, однако, имеет достаточно высокий удельный вес. В учении о богоустановленности царской власти митрополита Филарета /Дроздова/, полностью основанном на Священном Писании, как раз говорится, что Бог поставил царя над народом израильским, говорится об ответственности царя перед Богом, об ограничении воли царской волею Божией; царь земной служит прославлению Царя небесного, через таинства Миропомазания он делается священною особою, царю сообщаются дары Святого Духа, ему вменяется забота не только о земном благоденствии подданных, но и об их вечном спасении. (1 Цар. 9, 16, Притч. 8, 14-16, Пс. 21, 29, Еф. 3, 15). Власть отца, власть патриарха, власть судей и власть царская — это, по учению митрополита Филарета, есть по своей природе та же царская власть, которая только одна и происходит от Бога.


Царь — помазанник Божий. Это мысль глубоко вкоренена в русскую философию бытия (царь-батюшка, государь, хозяин). А потому и поэтический образ Пушкина (поэт — царь) в пространстве метатекста стихотворения несет весь этот семантический груз, такой, впрочем, близкий и понятный русскому человеку.


Итак, концепция богоизбранности художника, его ответственности перед Творцом, идея служения Вечной Истине как сквозная, несущая вертикаль пронизывает всю пушкинскую философию художника-поэта. Это существенная особенность мировоззрения А.С. Пушкина, корнями своими глубоко уходящая в самую почву, в толщу народную, в глубины русского национального духа, гениальным выразителем которого явился сам поэт. Русская стихия мощно исторглась в слове Пушкина. И великая тайна творчества его немного приоткрывается, лишь когда понимаешь, что это было соприкосновение с Солнцем.


[1] Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. М., 1998. С. 295.
[2] Зайцев Б. К. Собр. соч. В 3 т. М., 1993. Т. 2. С. 32.
[3] Пушкин А. С. Полн. собр. соч. В 10 т. М., 1964. Т. 3. С. 22. В дальнейшем цитируется настоящее издание, номер тома и страницы указывается в тексте статьи.
[4] Напомним лишь, что в родословном древе Пушкина, восходящем к Рюрику, только по прямой линии 12 русских святых, вкупе же с боковым их 40. См. Черкашин А. А. Тысячелетнее древо Пушкина. М., 1999.
[5] Смирнова-Россет А. О. Записки. СПб., 1895. С. 259.
[6] Ломоносов М. В. Стихотворения. М., 1984. С. 178.

Н.В.Масленникова специально для Фонда Андрея Первозванного.









   






Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС в 2013 году

Видеосюжеты о деятельности ФАП и ЦНС

Видеоролик анонсирующий Второй Форум Всероссийской программы «Святость материнства»

Видеосюжет информационной программы "Пульс" ТК "Переславль"

Видеосюжет ФАП о принесении Пояса Богородицы в Россию






















Программа "Просите мира Иерусалиму". 2011 год

Программа "Просите мира Иерусалиму". 2010 год

Конференция «Наука. Философия. Религия.»

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России. Май- июнь 2008 года

"Просите мира Иерусалиму!" 2008 год

Программа "Восстановление памятника россиянам в Галлиполи (Гелиболу)"

Принесение мощей Александра Невского в епархии РПЦ. С молитвой о России

Принесение мощей апостола и евангелиста Луки

"Просите мира Иерусалиму!" 2007 год

Возрождение Марфо-Мариинской обители. К 100-летию со дня основания

Принесение десницы Иоанна Крестителя

Год Ф.М.Достоевского

"Просите мира Иерусалиму!" 2006 год

85-летие исхода Белой армии из России

150-летие завершения героической обороны Севастополя

625-летие победы на Куликовом поле

Принесение мощей святых прпмч. Вел. кн. Елизаветы и Варвары

Распятое Косово

"Просите мира Иерусалиму!" 2005 год






Приветствие В.И. Якунина и М.Ю. Байдакова участникам форума

Приветствие В. И. Якунина участникам XVI конференции «Наука. Философия. Религия»

Программа конференции «НАУКА. ФИЛОСОФИЯ. РЕЛИГИЯ»







7-24 августа прошла седьмая трудническая экспедиция на остров Анзер

13 июля 2011 года, Торжественный прием в честь лауреатов международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность» и почетных членов Фонда Андрея Первозванного.

22 мая 2011года, Суворовские дни в Италии






Житие и Хождение Даниила, Игумена Русской Земли

М.И.Якушев: В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия выиграла битву за святые места Палестины.

Н.В.Масленникова. Концепция богоизбранности художника в лирике А.С.Пушкина.





Милованова Ольга Владимировна

Председатель Тюменского областного отделения Общероссийской общественной организации семей погибших защитников Отечества. Член Общественной палаты РФ от Тюменской области



Ботян Алексей Николаевич

Герой Российской Федерации, Ветеран Великой Отечественной войны



Савицкий Михаил Андреевич 1922 - 2010

Народный художник СССР.
За выдающиеся достижения в области живописи.
Награждение 1998–1999.



Игуменья Варвара - настоятельница Пюхтинского монастыря в Эстонии 1930 - 2011

Настоятельница Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря (Эстония)
Награждена Международной премией Андрея Первозванного в 1994 году за сохранение духовных и культурных святынь и ценностей России, за духовное единение людей под благодатным покровом Православия.




Али Абдалла Салех

Президент Йеменской Республики, главнокомандующий Вооруженными силами, председатель Высшего совета обороны. Награжден Международной премией Андрея Первозванного в 2004 году за заслуги в укреплении дружбы и сотрудничества между народами России и Йемена, продвижение в жизнь идей диалога культур и цивилизаций, за вклад в международные антитеррористические усилия.




Джагдиш Чандра Капур 1920 – 2011

Футуролог, президент «Capur Suria Foundation», Сопредседатель Мирового Общественного Форума «Диалог цивилизаций».
Награжден Международной премией Андрея Первозванного в 2007 году за продвижение в жизнь идей диалога культур и цивилизаций, большой личный вклад в создание Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций».











© Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного

Все права на материалы, находящиеся на сайте www.fap.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании метериалов сайта, ссылка на www.fap.ru обязательна.

     e-mail: fap@fap.ru

О фонде
Житие Апостола Андрея
Комитет по международной премии

Миссионерский отдел
Форум
Архив